суббота, 16 апреля 2011 г.

Гипотеза. Записки к спецкурсу: «Научные исследования в профессиональной сфере»

Д.А. Шевченко д.э.н., проф. 17 января 2005 года. Добавлен текст 19 апреля 2011 г.

Гипотеза.
Записки к спецкурсу: «Научные исследования в профессиональной сфере»

Понятие «гипотеза» происходит от греческого hypothesis и означает предположение. Научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений.
Обратите внимание: именно предположение, т.е. нечто мыслимое, как вероятное, для объяснения какого-либо явления. Это предположение как бы предвосхищает исследовательскую практику, поиск, реалистический факт существования какого-либо состояния и явления, которое вас интересует.
Выдвижение гипотез связано с процессом исследования и познания, поэтому гипотезы часто называются научными. Любое познание сводится к процессу выдвижения гипотез. Выдвижение гипотез – это научный метод познания.
Часто исследователи, особенно, начинающие, путают психологическую и социологическую природу использования гипотез.
На психологическом уровне индивидуального опыта гипотезы имеют вопросительную форму. Мы можем задать себе вопросы о том, что знаю я, что я люблю, хочу, во что верю, кем хочу стать, обязательно ли социологом или маркетологом. Это и будут гипотезы. Проверяются они тут же, моментально, на основе собственного прежнего опыта. Правда, поиски ответов на такие сложные вопросы дело не простое и может потребовать, иногда, годы.
Рефлексивно я задаю себе вопрос и обращаюсь к своим внутренним чувствам и памяти,  они помогают мне ответить на многие вопросы.
Таким образом, моя субъективная, внутренняя, личностная гипотеза опирается на мой прежний личный опыт.
Выдвижения гипотез легко наблюдать, когда мы сами пишем или читаем, типа: «Я исходил из предположения» или «Основываясь на…». И в этом случае формируется внутренняя гипотеза, опираясь на личный опыт.
Социолог формирует, выдвигает гипотезы на основе внешней системы связей и отношений (взаимодействий). Проверяет их с помощью наблюдаемых, извне происходящих, в этих отношениях процессов, чаще на основе выраженного группового мнения той или иной изучаемой целевой аудитории.
Это уже не субъективный опыт, а опыт других людей, имеющий объективную природу. Это «чужие» разнообразные отношения внутри группы, вовне меня, которые я только могу и способен наблюдать и проверять имеющимися у меня методами и способами.
Эти способы проверки моих виртуальных выводов относительно наблюдаемых явлений (гипотез) не что иное, как социологические исследования: качественные или количественные.
Социологические гипотезы всегда объективны, они направлены на объекты, существование которых не зависит от личного прежнего опыта исследователя.
Предположим, что в результате влияния СМИ, целенаправленно трактующих какое-либо событие, оценка его большинством людей будет адекватной или близкой к ней. Другая гипотеза. Студенты, изучающие маркетинг, PR и рекламу становятся специалистами в этой области, скорее, чем другие, если они практически осваивают эту профессию, следуя рекомендуемым правилам, чем те, которые этому не следуют.
Проверки выдвигаемых социологом, маркетологом гипотез зависят от профессиональной компетентности исследователя
Этому необходимо учиться. Учиться мыслить объективно – выдвигать предположения, относительно наблюдаемого окружающего мира, общественных связей и отношений и учиться проверять (верифицировать) эти предположения (гипотезы) надежным (валидным) инструментарием.
Можно использовать для доказательства знания, накопленные  ранее экономической или социологической теорией и практикой.
Гипотеза – это научное допущение, истинное значение которого неопределенно.
Проверка гипотезы требует анализа, систематизации имеющегося или собранного, эмпирическим путем, материала, информации.
В случае уточнения конкретной социальной проблемы на основе накопленного нового эмпирического материала выдвигают и проверяются прежние или новые гипотезы.
Гипотезы не являются раз и навсегда данными в ходе сбора информации, они могут уточняться. Но их использование в исследованиях необходимо так, как именно, они составляют теоретический и практический смысл научного познания.
Гипотеза – основание, предположение, предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, это форма развития науки. Гипотеза предсказывает то, что действительно будет обнаружено эмпирическим путем – это дедуктивная сторона гипотезы.
Гипотетико-дедуктивный метод используется редко, т.к. он довольно строгий. Часто преподаватели мало обращают на это внимание и предлагают студентам воспользоваться методом дедуктивного построения гипотез. И студенты социологического факультета стараются по мере сил, придумывая иногда небылицы, которым они найдут подтверждение или оправдание. Дело доходит до юмора.
Проверка гипотез требует отдельного описания. Но прежде кратко коснемся процедуры научного исследования студента – написания диплома или подготовке магистерской диссертации.
Дипломная работа студентов 5 курса маркетологов или рекламистов или магистерская диссертация представляет собой самостоятельное научное исследование, которое включает в себя формулирование целей и задач, объекта изучения и определение предмета исследования. После этих не простых, как выяснилось, действий, начинается выдвижение гипотез. Исследователь определяется с выбором методов и процедур анализа объекта и предмета изучения. В конце исследовательской работы при помощи методов и способов получения искомой информации происходит проверка гипотез. Выдвигаются рекомендации и делаются выводы.
Объектом в научно-практическом (прикладном) исследовании выступает организация, предприятие.
Предметом исследования выступает процесс получения искомого знания, доказательства гипотез. Предмет исследования всегда «подсказывает» цель работы, которая, как правило, формулируется в названии темы. Сама же тема должна носить проблемный характер, т.е. при ее формулировке требуется поставить задачу исследования. Ее решение и станет целью исследования.
Например, тема: «Совершенствование маркетинговой или рекламной деятельности организации (предприятия) на примере…ООО «Прогресс»
Цель исследования – определение направлений и путей совершенствования маркетинговой (рекламной) деятельности организации.
Объект исследования – ООО «Прогресс»
Предмет исследования – методы, способы, механизмы совершенствования …
В качестве гипотезы может быть предположение: использование определенных методов и способов совершенствования рекламной или маркетинговой деятельности организации приведет к повышению  информированности целевой аудитории (коммуникативная цель) или повышение объемов продаж продукции, прибыли, увеличение доли рынка, укрепление лидирующих позиций на рынке, расширение рынка и пр.
Проверка гипотез в психологии и педагогики, также как и в естественных исследованиях, требует использования такого распространенного метода, как эксперимент.
В экономике, социологии маркетинге и рекламе использование такого проверочного метода выдвинутых гипотез, как эксперимент, ограничено. К таким экспериментам можно отнести фокус-группу, группу, которая тестирует рекламу (экспериментальная) и группа, которая не участвует в этом (контрольная).
Чаще для проверки гипотез используются проверенные в маркетинге и рекламе социологические методы количественных (анкетный опрос) и качественных исследований (интервью, наблюдение), контент-анализ информации, анализ документов (desk reserch), эксперименты и др.
Эти методы хорошо известны и описаны в литературе и нет смысла на них подробно останавливаться. Следует назвать еще один метод проверки гипотез это моделирование или прогнозирование.
Сущность метода моделирования состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.
               Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д.
Различают ряд видов моделирования:
предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта
знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы
мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер
и особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот тип особенно часто используют математики.
         Эксперименты являются методом проверки гипотез. Эксперименты представляют собой длительные мероприятия, в которых исследователь с помощью манипулирования разными переменными изучает реакцию респондентов на исследуемый объект.
Гипотезы важная составляющая социологических и маркетинговых исследований.
Существует несколько типов маркетинговых исследований, которые могут быть классифицированы следующим образом:
- поисковые или разведывательные исследования, как правило, проводятся на первых этапах маркетингового исследования с целью уточнения общей природы проблемы, для выявления альтернативных решений, релевантных (сопряженных) переменных, которые необходимо принять во внимание. Методы сбора такой  информации носят неструктурированный характер. Гипотезы поискового исследования достаточно расплывчаты. Например, в поисковом исследовании ставится цель уточнить, каким должен быть новый продукт на новом рынке. Вопрос исследования будет относиться к выяснению возможных альтернатив новому продукту. Гипотеза в данном случае формулируется в таком виде: будет ли успешным продукт, представленный в определенной (такой) упаковке?;
- самый распространенный вид исследования – описательный. Цель такого исследования является точное отображение состояния, какого - либо аспекта рыночной среды. Ставится задача описать оценку различных характеристик продукта по сравнению с оценкой характеристик конкурентного продукта. В ходе описательного исследования часто гипотеза уже имеется, но она нуждается в уточнении;
- каузальные (причинно-следственные) исследования проводятся в случае, когда необходимо выяснить и доказать, что одна переменная обуславливает (детерминирует) значения других переменных. Например, для повышения объема продаж достаточно увеличения такого показателя, как численность торгового персонад=ла кампании. На самом деле на повышение объема продаж может повлиять множество причин: рост спроса на продукт, действие рекламы, скидки и др. Требования причинности являются жесткими, поэтому и соответствующие им гипотезы должны быть предельно конкретными и ясными.
В процессе планирования  маркетингового исследования  после определения проблемы и разработке поисковых вопросов, уточняющих отдельные моменты проблемы, могут быть разработаны одна или несколько гипотез, которые тестируются в ходе исследования.
Гипотезы в маркетинговых исследованиях представляют собой недоказанные утверждения или предположения относительно действия того или иного фактора, оказывающего действие на объект или предмет исследования. В международных исследованиях могут использоваться следующие гипотезы:
№ 1. Потребители на зрелых рынках положительно относятся к информации о месте происхождения (производства, сборке) товара на этикетке
№ 2. Российские потребители лояльно относятся к косметике производства Франции
         Итак, подведем черту.
          Как правило, любое социологическое, маркетинговое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез.
Гипотезы способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор предмета исследования и метода сбора необходимой информации.
 Важно, чтобы при формулировании и выдвижении гипотез они не мешали и не ограничивали мысли и планы исследователя и, заранее, не предопределяли итоговые результаты исследовательской работы.
При формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов:
- гипотеза должна быть сформулирована грамотным языке, соответствующем предмету исследования
- гипотеза должна быть обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них и, на что важно обратить внимание, не противоречить им. Будьте осторожны в опровержении предшествующего опыта и мыслей.
- желательно, чтобы гипотеза была сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна и банальна
Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.
 Научная гипотеза - это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы. По-существу гипотеза - это главная идея решения.
Научная гипотеза - это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы.
По-существу гипотеза - это главная идея решения проблемы.
Д.А. Шевченко д.э.н., проф. 17 января 2005 года
Добавлен текст 19 апреля 2011 г.

2 комментария:

  1. Спасибо за статью, помогла в формулировке гипотезы для дипломной работы по рекламе.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за статью! Просто и понятно объяснено.

    ОтветитьУдалить