четверг, 8 сентября 2011 г.

Взаимодействие вуза и работодателей


Доклад Шевченко Д.А.
на круглый стол «Проблемы взаимодействия вуза и работодателей»
16 ноября 2011 года (среда)
Шевченко Д.А. д.э. н.  проф., зав. каф. маркетинга и рекламы, начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности, Службы сордействия занятости РГГУ
(слайд 2,3,4) 27 ноября 2000 г. вышел Приказ ректора РГГУ об образовании Службы содействия занятости студентов и выпускников. На должность Начальника Службы назначен Шевченко Дмитрий Анатольевич
(слайд 5) Цели и задачи - содействие в поиске временной занятости студентов и в трудоустройстве выпускников путем обучения соискателей эффективным методам поиска работы.
Основные задачи:
·                    информирование студентов о вакансиях и стажировках и ситуации на рынке труда;
·                    советы по поиску работы и трудоустройству, помощь в составлении резюме и подготовке к собеседованию;
·                    рекламирование качества образования РГГУ потенциальным работодателям с целью увеличения потока интересных вакансий для наших студентов и выпускников;
·                    налаживание связей с компаниями-работодателями и знакомство студентов с ними в рамках различных карьерных мероприятий;
·                    взаимодействие с Центрами карьеры других вузов, Ассоциацией центров трудоустройства вузов Москвы, государственными и коммерческими организациями, содействующими трудоустройству молодых специалистов;
·                    формирование информационных и материально-технических ресурсов для улучшения качества оказываемых услуг.
Состав сотрудников Службы содействия занятости РГГУ
Руководит Службой Шевченко Дмитрий Анатольевич, Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ, Начальник управления маркетинговой и рекламной деятельности РГГУ, Член диссертационного совета по социологическим наукам.
-       организация работы Службы по всем направлениям деятельности.

Климова Ольга Романовна – ведущий специалист по связям с работодателями
-       решение организационных вопросов с работодателями
-       сотрудничество с различными организациями сферы трудоустройства молодых специалистов
-       организация карьерных мероприятий в РГГУ (дни карьеры, презентации компаний и т.д.)
-       информирование студентов РГГУ о карьерных мероприятиях в г.Москва
-       связь со СМИ
-       взаимодействие с различными подразделениями РГГУ

Фролова Людмила Николаевна – психолог
-       консультации для студентов по всем вопросам трудоустройства и построения карьеры
-       помощь в поиске и подборе вакансий
-       проведение тематических семинаров, тренингов, лекций
-       подготовка информационных и справочных материалов для Службы

Зюзкина Александра и Ермолаев Алексей - Специалисты по работе со студентами и выпускниками
-       прием и размещение вакансий
-       ведение баз данных студентов, выпускников и работодателей
-       размещение информации на информационных стендах Службы
-       предоставление информации по вакансиям студентам и выпускникам РГГУ

(слайд 6+ссылка) Студентам предлагаются
·                           Вакансии и стажировки с карьерным и профессиональным ростом - для старшекурсников, аспирантов и выпускников РГГУ
·                           Вакансии с гибким графиком работы и не требующие полного высшего образования
С 2003 года поступили более 3000 вакансий от 2250 компаний (в среднем около 30 новых вакансий в месяц)
Вакансии для студентов (с неполным высшим образованием) – 79%, вакансии для специалистов с законченным высшим образованием – 22%.
Вакансии на полный рабочий день – 70%, с частичной занятостью – 30%.
Вакансии, где в требованиях указано знание иностранного языка – 28%.
Вакансии, где нужен опыт работы – 42%.
Информация о вакансиях в компаниях размещаются на интернет-странице, на специализированных информационных стендах в разных корпусах университета и в печатном виде в Службе.
(слайд 7) Мы организуем:
·                    Дни карьеры в РГГУ - в апреле и ноябре (23 ноября 2011 года состоится XV День карьеры РГГУ). Всего приняли участие более 100 компаний.
·                    Презентации компаний-работодателей (более 12 встреч)
·                    Лекции, семинары, тренинги, мастер-классы по вопросам трудоустройства, планированию и развитию карьеры (более 50 мероприятий с 2003 года)
(слайд 8) Разработаны методические материалы и периодика:
·                    буклеты с информацией о составлении резюме, подготовке к собеседованию, поиске работы и т.д.
·                    журналы по трудоустройству молодых специалистов: "Справочник карьериста", "Путеводитель по компаниям", "Энциклопедия Карьера"
·                    газеты "The Career Forum", "Работа для вас", "Элитный персонал", "Вакансия от А до Я".
·                    Наиболее интересные статьи и материалы мы представляем в электронном виде на сайте в разделе Соискателям.

(слайд 9) Статистические данные 1
С 2004 по 2011 годы в Службу за консультацией по вопросам трудоустройства обратилось более 2900 студентов, аспирантов, выпускников. Многие обращались повторно через месяцы или даже годы. (см. Приложение 2)
Им оказаны информационно-консультационные услуги: информация о потупивших вакансиях от компаний-работодателей, ситуация на рынке труда, методы поиска работы в интересующей сфере деятельности, психологическая поддержка профоринтационной направленности, помощь в составлении профессионального резюме и подготовка к самопрезентации.
Известность Службы среди студентов растет из года в год. О наших услугах узнают из сайта (46%), через друзей (26%), из информационных стендов (26%), а также из Гида первокурсника, через ярмарки вакансий в РГГУ и от преподавателей и сотрудников деканатов.

(слайд 10) Статистические данные 2
Сайт Службы
С 2001 года активно работает сайт Службы содействия занятости РГГУ. С 2005 года сайт Службы существует как самостоятельный хост job.rggu.ru. Это главный инструмент информирования студентов и выпускников по всем аспектам нашей работы.
За 5 лет количество посещений сайта Службы содействия занятости РГГУ возросло более чем в 3 раза.
Самая популярный раздел – «Правила составления резюме» - 26 684 просмотра.
Далее по убыванию популярности идут:
Раздел «Работа в РГГУ» – 21 827
Раздел «Как составить резюме на английском языке» - 19023
Раздел «Вопросы, которые могут задать на собеседовании» – 14 312
Раздел «Новости» - 13 942
Статья «Как составить сопроводительное письмо» - 11 104
Статья «Специалист по связям с общественностью» - 3 925
Статья «Отправка резюме по электронной почте» - 3 364
Раздел «Вакансии» 1 стр.– 2 938
Из этих данных следует, что студенты прежде всего интересуются технологией поиска работы и конкретными вакансиями и стажировками. Популярность раздела «Работа в РГГУ» связана с тем, что его смотрят не только студенты и выпускники РГГУ, но и сторонние люди. Студенты также активно интересуются новостями рынка труда и новыми профессиями.

(слайд 11)  Психологические консультации 1
:
С февраля 2004 года в Службе работает психолог, который проводит индивидуальные и групповые психологические консультации. Данная профориентационная работа направлена на содействие в сфере трудоустройства. Специалисты проводят индивидуальные консультации для студентов по вопросам трудоустройства и построения карьеры:
-       пути поиска работы;
-       возможности рынка труда;
-               основные требования работодателей;
-       советы и рекомендации для всех этапов трудоустройства от анализа вакансии до адаптации на рабочем месте
(слайд 12)  Психологические консультации 2
Проводится психологическая подготовка к деловому общению при устройстве на работу и психологические консультации:
-               оставление эффективного резюме;
-               ведение деловой беседы с потенциальным  работодателем по телефону;
-       приемы самопрезентации на собеседовании;
-       подготовка к оценочным испытаниям при приеме на работу (тесты, анкеты).
С 2005 года проведено более 1700 индивидуальных консультации по вопросам трудоустройства.
Служба организует обучающие тренинги, семинары и лекции на темы профориентации. Группы создаются среди желающих студентов или по заказу отдельных структур университета (кафедра, колледж, центр довузовского образования или другие).
1.                           с учащимися выпускных классов общеобразовательных школ в ходе проведения дней открытых дверей в университете.
2.                               в родительских собраниях выпускных классов общеобразовательных школ        в ходе проведения дней открытых дверей в университете.
3.                               как тестирование и консультации абитуриентов на образовательных выставках «Образование и карьера» в Гостином дворе и Днях открытых дверей (силами сотрудников Службы содействия занятости вуза и с привлечением студентов-психологов).

C 2009 года Служба содействия занятости студентов и выпускников РГГУ предлагает новую услугу для соискателей – компьютерное психологическое тестирование. Студенты могут пройти тесты и получить консультацию по вопросам:
-       личностных особенностей,
-       профессиональных интересов,
-       межличностных отношений,
-       профессиональной ориентации,
-       развития внимания, памяти,
-       диагностики уровня интеллекта.
Компьютерное тестирование применяется на многих предприятиях, для которых психологический климат условий труда является важным фактором карьерного роста сотрудников, имиджа и продвижения предприятия на конкурентном рынке. Психологическое тестирование включает в себя широкий спектр научно-обоснованных и информативных методик, которые помогут определить тип направления карьеры, определить эффективное место в профессиональной команде, подскажут способы решения конфликтов, подобрать «золотой ключик» к профессиональной мотивации.

(слайд 13) Юридические консультации:
С 2005 года Служба содействия занятости совместно с Юридическим управлением проводят юридические консультации студентов и выпускников по вопросам трудового законодательства и законодательства о занятости, составления трудовых договоров (их содержание, условия заключения и расторжения), заполнения анкет при приеме на работу, трудоустройства граждан, лиц без гражданства и иностранцев.

(слайд 15)  Наши исследования
Анкетирование выпускников.
С 2005 года сотрудниками Службы ежегодно проводится анкетирование выпускников перед получением диплома. Это позволило создать информационную базу по выпускникам, узнать о карьерных достижениях и планах на дальнейшее образование.
На данный момент создана база из 6248 выпускников. Это анкетирование входит в большое социологическое исследование по данным наших выпускников.
Данные по анкетированию выпускников 2011 – см. Приложение 3.
Сравнительные данные по 2005-2011 годам. - см. Приложение 4.

(слайд 16) Выпускники РГГУ
Клуб выпускников.
На сайте Службы открыт «Клуб выпускников» - анкета, которую могут заполнить выпускники РГГУ разных лет . Собираются сведения относительно полученных знаний в РГГУ и качества образования по специальностям; информация о дальнейшей профессиональной карьере выпускников, необходимости в продолжении образования, получении второго высшего образования, поступлении в аспирантуру или докторантуру, обучении на специальных курсы по переподготовке.
На данный момент получена информация от 695 выпускников 1971-2011 годов (см. Приложение 5)
Слайд 17.  Наши партнеры
Спад после 2008 и рост в 2010 гг. Многое стали делать сами кафедры. Нужны базовые кафедры с участием компаний в учебном процессе. Нужны условия.


Перспективы развития.
1.                  Усовершенствование Интернет-сайта Службы: введение поисковой системы по вакансиям, размещение резюме студентов и выпускников с возможностью просмотра их работодателями, а также подбора кандидатов на соответствующие вакансии.
2.                  Расширение информационного пространства за счет установки новых стационарных информационных стендов Службы в зданиях РГГУ на Никольской и на Кировоградской улицах.
3.                  Поиск наиболее эффективного сотрудничества с Департаментом труда и занятости населения и кадровыми агентствами по вопросам трудоустройства выпускников.
4.                  Введение учебно-практических спецкурсов для студентов старших курсов развивающие навыки трудоустройства, управления карьерой и адаптации на рабочем месте молодых специалистов.
5.                  Вовлечение работодателей в образовательный и профориентационный процесс – формирование практических занятий на базе отраслевых кейсов компаний-работодателей (и участие представителей компаний в занятиях), включение практических семинаров и лекций представителей компаний в учебные курсы.
6.                  Организация тематических и информационно-ознакомительных экскурсий студентов по компаниям работодателей.

Дополнения и замечания к Аналитической записке «О мерах по обеспечению взаимосвязи с работодателями при проектировании и реализации образовательных программ в РГГУ»

В Службе содействия занятости РГГУ уже с 2004 года проходят мероприятия, направленные на «ориентацию» студентов на рынке труда – семинары, мастер-классы, тренинги, презентации компаний. Эти встречи проводят сотрудники Службы с привлечением специалистов из компаний-работодателей. За 7 лет было проведено более 50 подобных мероприятий. К сожалению, мы не находим активной поддержки со стороны кафедр и деканатов в информировании и привлечении студентов на данные мероприятия, поэтому охватываем только небольшое количество самых активных и заинтересованных студентов. Мы готовы оказать помощь в организации подобных профориентационных курсов для студентов, если они будут включены в обязательную учебную программу. Блок технологии трудоустройства Служба готова взять на себя. А также помощь в привлечении к этому курсу компаний-работодателей.
Был разработан и проведен спецкурс «Психология карьерного роста» на кафедре Маркетинга и рекламы, а также ежегодно проводится трехдневный тренинг «Карьерный самоменеджмент» с вручением сертификатов участникам тренинга  для пополнения Карьерного портфолио. Необходимо отметить наличие интереса студентов к данному тренингу, о чем свидетельствуют цифры. Так на тренинг за три дня записалось 44 студента. По результатам проведённой работы Служба содействия занятости готова предложить введения спецкурса «Психология карьерного роста» на различных факультетах и кафедрах при наличии 16 учебных часов. Спецкурс раскрывает проблемы планирования карьеры, диагностику карьерных компетенций, разработку карьерного портфолио, поиск и подбор вакансий, составление профессионального резюме, успешное прохождения собеседования, проблемы адаптации на рабочем месте, карьерные кризисы и карьерное продвижение,  а также обзор молодёжного рынка труда. 
Важно начать знакомить студентов с рынком труда в выбранной им конкретной предметной области с первого курса – дисциплина «Введение в специальность» должна содержать подробную информацию о профессиях, к которым их готовит выбранная специальность. Часто к нам приходят выпускники, которые не представляют где они могут применить полученные знания.
Также необходимо студентам уже на первом курсе определяться с направлением (темой), которой они будут придерживаться при написании курсовых, проектных и дипломных работ. Это поможет им более глубоко познакомиться с определенным сегментом рынка труда и быть специалистом более узкого профиля.
В последние годы в России получило распространение хорошо зарекомендовавшая себя на западе технология планирования профессиональной карьеры, представляющая собой пакет документов в бумажном или электронном варианте отражающий все достижения студента (как академические, учебные, так и личные) – карьерное портфолио.
Карьерное портфолио позволяет оценить учебные, научные, личные и профессиональные достижения студентов. Оно может включать такие документы:
-                   выпускная квалификационная и курсовые работы;
-                   отчеты и отзывы о прохождении производственных практик;
-                   тексты докладов на научно-практических конференциях;
-                   оттиски статей в профессиональных журналах;
-                   грамоты и благодарности за участие в семинарах, форумах, конференциях;
-                   свидетельство о занесении на доску почета вуза;
-                   сертификаты об успешном освоении тренинговых и обучающих программ;
-                   свидетельство о получении именных стипендий;
-                   рекомендательные письма от преподавателей и кураторов.
Создание карьерного портфолио требует эффективного взаимодействия студента с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения
Для решения этой задачи Служба содействия занятости проводит разъяснительную работу среди студентов обращающихся за консультацией а также проводит специальные мероприятия позволяющие научить студентов грамотно подходить не только к созданию карьерного портфолио как к пакету документов но и к планированию свой профессиональной карьеры.
Однако надо заметить что для того чтобы портфолио вышло на высокий качественный уровень возникает потребность проводить разъяснительную работу среди преподавателей о необходимости их участия в кураторской деятельности по созданию карьерного портфолио студента (согласование темы научной работы согласно карьерным планам студента, предоставление рекомендательных писем, характеристик и отзывов о работе студента). Для решения этой проблемы Служба содействия занятости готова провести семинар для ответственных лиц от кафедр по теме «Современная технология планирования профессиональной карьеры – Карьерное портфолио студента РГГУ»
В целях содействия студентам по созданию карьерного портфолио был разработан  и реализован проект «Студенты для студентов», в котором студент- ведущий может реализовать свои амбиции по самопрезентации, продемонстрировать свой опыт, умения, навыки, успехи и достижения которые могут быть интересны будущему работодателю. Так первой участницей этого проекта стала студентки 3-го курса факультета психологии Рамазанова  Лариса которая разработала и провела  в июне 2011 года свой мастер-класс на тему: «Как хочу = могу?» для студентов 4 курса факультета Управления кафедры маркетинга и рекламы. В ходе мероприятия ребята обсудили возможности достижения собственных целей, заветной мечты, а также способы и  приёмы, помогающие отбросить факторы, мешающие добиваться успеха. Участники мастер-класса отметили  полезность таких мероприятий, так как они позволяют им в стенах учебного заведения почувствовать себя равными среди равных, интересными для своих сверстников.

Служба с 2005 года проводит исследование методом анкетного опроса выпускников перед вручением им дипломов. Это позволяет узнать их мнение о качестве полученного образования, о уже полученном дополнительном образовании, о планах на дальнейшее образование, а также получить сведения о карьерных достижениях или планах трудоустройства. Конечно, было бы гораздо эффективнее делать подобное анкетирование на первом, третьем и пятом курсах, чтобы получить полную картину. К сожалению, в этой работе мы сталкиваемся с непониманием со стороны студентов в необходимости получения от них этих сведений. Многие скрывают данные о себе или дают ложную информацию, что приводит к неточным результатам исследования. Или на некоторые вопросы студенты сами не могут точно ответить – например, вопрос «работаете ли вы по полученной специальности» часто ставит в тупик, т.к. вроде полученные знания в работе применяются, но название должности не соответствует написанной в дипломе - это специфика гуманитарного образования (например, филолог работает журналистом или философ - редактором).
Поэтому, для получения адекватных результатов анкетирования, стоит более тщательно к ним готовить студентов – вести предварительную разъяснительную беседу и проверять заполненные анкеты вместе со студентом, чтобы можно было сразу внести необходимые корректировки в ответы.

На сайте Службы планируется создать профессиональную базу резюме студентов и выпускников, которые нуждаются в трудоустройстве. Для этого потребуется более тщательная индивидуальная работа с каждым соискателем, чтобы в резюме были грамотно прописаны все его достижения и преимущества. К этой базе смогут быть допущены работодатели для отбора подходящих кандидатур на имеющиеся у них вакансии (конечно, будет учитываться закон о персональных данных).
Также работодателям будет предложено к каждой вакансии давать необходимый список тестов (кейсов), выполнение которых будет рассмотрено как критерий отбора кандидатов.

К нам уже обращаются выпускники, которые стали работодателями. Они предлагают свои вакансии, готовы провести и уже проводят встречи со студентами. На сайте Службы размещаются интервью успешных выпускников и их рассказы о трудностях, с которыми они столкнулись во время трудоустройства. К этой работе активно подключены другие структуры университета: Управление по работе с выпускниками и Пресс-центр.

ССЗ уже рассматривала вариант создания рекрутингового (кадрового) агентства, но это сопряжено с некоторыми трудностями:
1.      Для эффективного функционирования рекрутингового агентства необходимо иметь обширную базу соискателей (несколько тысяч резюме), чтобы был выбор при подборе кандидатов на вакансию. На основе нашего опыта 11-летней работы мы можем сказать, что услугами данного агентства будет пользоваться только 30% студентов, т.к. остальные 70% или уже работают, или знают где будут работать (есть личные связи) или собираются продолжить образование и о работе пока не задумываются. Это количество не позволит осуществлять эффективный подбор как на позиции с узкой специализацией, так и на специалистов широкого профиля.
Например, для вакансии с высшим экономическим образованием на полный рабочий день объем выборки по базе кадрового агентства РГГУ составит от 8 до 15 человек (выпускники ЭФ прошлого года – около 116 человек, из них уже работают по статистике 80%; студенты 5 курса ЭФ – 75 человек, из которых 60% работают, совмещая с учебой, и 20% отказываются от работы в пользу обучения). Для отбора по дополнительным параметрам вакансий и с учетом интересов соискателей такое количество потенциальных соискателей недостаточно. Вероятность закрытия вакансии в таких условиях очень мала.
2.      Что говорит в пользу создания кадрового агентства. Наметилась яркая тенденция снижения интереса и доверия у соискателей к кадровым агентствам. По многочисленным опросам и отзывам на Интернет-форумах за помощью в кадровые агентства чаще всего обращаются: специалисты низкой квалификации, заинтересованные в массовых и разовых проектах, менеджеры по продажам средней квалификации. Отклики студентов и выпускников РГГУ о кадровых агентствах на 60-70% негативного характера. Это позволяет предположить низкий интерес к пользованию услуг кадрового агентства РГГУ.
3.       При создании кадрового агентства РГГУ важно определить его приоритетную цель.
Если исходить из потребностей клиентов-компаний (в традиционном понимании функций подобной организации), это влечет за собой ориентацию на получение финансовой прибыли и погоню за количественными показателями работы. В этом случае вполне вероятно негативное влияние факта работы кадрового агентства в РГГУ на образ вуза, его престиж (ассоциации с платными услугами, извлечением финансовых выгод, игнорированием интересов соискателей, с работой в угоду компаний-клиентов).
Если исходить из интересов выпускников и студентов, главная цель кадрового агентства РГГУ – помощь в трудоустройстве, просвещение, информирование и ориентация на рынке труда. В этом случае целесообразнее было бы создать Центр Карьеры РГГУ на базе Службы содействия занятости РГГУ, которая эти функции уже выполняет по мере своих возможностей. Тогда можно было бы расширить наши услуги и для студентов, выпускников и для работодателей. Центр Карьеры может активно взаимодействовать и с ассоциацией выпускников и со структурами, которые занимаются повышением квалификации и переподготовкой специалистов.
Конечно, работа рекрутингового агентства потребует больших финансовых и других затрат. Необходимо будет увеличить штат сотрудников, приобрести дополнительное оборудование, а также потребуются дополнительные помещения для проведения предварительных собеседований с кандидатами, тренингов и мастер-классов, направленных на эффективное трудоустройство, а также встреч с работодателями.
Но есть и положительные стороны этого преобразования – к работе этого агентства можно будет привлекать студентов (психологов, управленцев, юристов, документоведов, социологов), которые смогут проходить здесь стажировку.
Шевченко Д.А. д.э. н.  проф., зав. каф. маркетинга и рекламы, начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности, Службы сордействия занятости РГГУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий