ВУЗ на рынке труда
( к 10-летию создания Службы содействия занятости РГГУ)
20 октября 2010 г .
Шевченко Д.А., д. э. н., проф. зав. каф. маркетинга и рекламы. начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности, Службы содействия занятости РГГУ.
В последнее время абитуриенты и их родители при выборе вуза активно стали интересоваться, как налажена работа по трудоустройству в вузе. Они рассуждают так: «Вы выучите, выдадите диплом, а кем и куда пойдет работать выпускник?»
Инфраструктура занятости становится важнейшим фактором конкурентоспособности вуза, где окончательным итогом его работы, продуктом вуза является – выпускник и его будущее.
Инфраструктура занятости и трудоустройства студентов и выпускников РГГУ, осуществляют свою деятельность на основании утвержденных положений:
- в РГГУ создан отдел студенческой практики, который курирует соответствующую работу выпускающих кафедр по всем ОП.
- в 2000 г . на основании Приказа № 01-05 - 153/осн от 27 ноября 2000г. создана Служба содействия занятости студентов и выпускников РГГУ, как структурное подразделение РГГУ (ССЗ). Руководитель Шевченко Д.А. со дня основания.
- в 2009 г . создан отдел по работе с выпускниками.
С 2007 РГГУ (ССЗ) делает запросы в Департамент труда и занятости населения города Москвы относительно выпускников. Ежегодно официальный ответ один - в настоящее время выпускники РГГУ на учете в качестве безработных не состоят.
С 2003 года ССЗ была сформирована структура баз данных по соискателям (студентам, обращающимся в ССЗ), работодателям (размещающим свои вакансии) и выпускникам РГГУ. Основными инструментами информирования являются информационные стенды и Интернет-сайт Службы и электронная рассылка по почте в адрес заинтересованных сторон.
За период с 2004 по 2010 год в Службу обратилось 2050 компаний-работодателей, которые разместили свою информацию о 3050 вакансиях.
В среднем в месяц поступают заявки от 20 компаний с размещением более 30 вакансий.
С февраля 2004 года Службой осуществляется психологическая консультативная помощь студентам по вопросам личностной адаптации к требованиям работодателей:
- составление эффективного резюме;
- ведение деловой беседы с потенциальным работодателем по телефону;
- овладение приемами самопрезентации.
C 2009 года предлагается новая услуга – компьютерное психологическое тестирование (в месяц проводится более 40 консультаций).
С 2004 по 2010 годы в Службу с вопросами оказания консультаций обратилось 2700 студентов, аспирантов, выпускников.
В РГГУ проводятся специальные мероприятия с участием компаний – работодателей
Начиная с 2004 года, в РГГУ организовано 12 самостоятельных ярмарок вакансий. Проводится более 5 презентаций крупных компаний ежегодно. Всего за это время в этих мероприятиях приняли участие более 90 компаний- работодателей.
В 2006г. ССЗ РГГУ вступила в Ассоциацию центров трудоустройства вузов г. Москвы. Ведется координационная работа, совместные ярмарки вакансий с участием других вузов (МГУ, РЭА, ГУУ, ВШЭ и др).
С 2001 года Служба принимает участие в межведомственной программе «Российские интеллектуальные ресурсы». При поддержке правительства г. Москвы выпускается справочник «Лучшие выпускники вузов Москвы». В справочнике размещены анкеты 566 лучших выпускников РГГУ. Работодатели активно ищут эту информацию.
С 2009 г . информация о лучших выпускниках РГГУ размещается на сайте ССЗ в связи с введенным ограничением на размещение в справочнике Российского Союза Молодежи.
Службой выпускается специальный набор информационных методических материалов в виде буклетов по темам: «Как искать работу», «Как правильно написать резюме», «Как успешно пройти собеседование». Налажена работа по распространению специальной периодической литературы по теме трудоустройства (специальные стенды, стойки ССЗ)
Студенты и выпускники РГГУ на рынке труда
(данные социологических исследований ССЗ)
На сайте ССЗ с 2003 г . создан "Клуб выпускников РГГУ", где проводится опрос с целью выявления проблем в сфере занятости.
Результаты исследований свидетельствуют, что более 90%! выпускников РГГУ разных лет, начиная с 1971 г . успешно трудоустроены и удовлетворены своим местом работы.
По данным мониторинга ежегодно от 45% до 85% (на отдельных специальностях) выпускников РГГУ трудоустраиваются по полученной специальности и успешно реализуют себя на рынке труда в момент обучения на 5 курсе или сразу после окончания РГГУ. (См. Приложение № 1)
35-40% выпускников РГГУ поступают в аспирантуру и магистратуру РГГУ и других вузов, устраиваются на работу в РГГУ в качестве сотрудников и преподавателей.
В период окончания студентами – выпускниками 2010 г . РГГУ получены данные, которые демонстрируют их реальное положение на рынке труда.
Среди 17 факультетов РГГУ, которые были обследованы, лидерами оказались 2-а факультета, на которых студенты заявили, что они работают уже по специальности:
- 79,2% студентов факультета документоведения
78,9% - факультета журналистики
Чуть ниже занимают строку:
- факультет архивного дела, где 67,9% студентов заявили, что они работают по полученной специальности
- юридический факультет, где 63,8% студентов заявили, что работают по своей специальности.
Выпускники РГГУ в последние годы высоко оцениваются работодателями, которые охотно приглашают их на свои предприятия и организации. Дело в высоком имидже торговой марке, бренде РГГУ, который занимает высокие места в 10-ке классических университетов России.
Для факультетов документоведения и факультета архивного дела подобные показатели вполне объяснимы. Это старейшие факультеты, существование которых насчитывает 40 и более лет. Несколько поколений РГГУ пополнили кадровый состав соответствующих структур в общественных, государственных и муниципальных органах управления.
Кроме организаций некоммерческой сферы управления, выпускники РГГУ, окончившие эти факультеты активно трудятся в крупных и средних организациях и предприятиях различной формы собственности.
Более того, РГГУ, кроме нескольких отдельных учебных заведений, готовит для рынка труда самое большое количество молодых специалистов. Можно сказать, что РГГУ в этой сфере подготовке специалистов, является лидером на рынке образования.
Спрос на специалистов сферы документального обеспечения управления и архивного дела самый высокий в университете уже много лет, он превышает спрос на студентов других факультетов РГГУ в разы.
Не историческими заслугами, ни сложившимися за многие годы традициями качественного обучения объяснить попадание в профессию выпускников юридического и факультета журналистики нельзя. Наиболее близкое объяснение высоких показателей трудоустройства по специальности выпускников этих двух факультетов состоит в наличии высококвалифицированных кадров, работающих здесь и правильно организованной ознакомительной и производственной практике студентов на факультете.
Высокие места в рейтинге (более 50%), где студенты работают по специальности, занимают факультеты лингвистики (57,9%), истории, политологии и права(56%), управления (52,4%).
Аутсайдерские места в этом рейтинге (ниже 40% студентов, работающих по специальности) заняли факультеты: философии (36,;%); отделение международных отношений историко-архивного института (33,3%); технотронных архивов и документоведения (31%).
Самый низкий показатель в этом своеобразном рейтинге у Института филологии и истории (4,5%).
Полученные данные требуют дополнительного исследования и объяснения.
Важно подчеркнуть, что в среднем по РГГУ 60-65% студентов всех факультетов нашли достойное место на рынке труда, в том числе продолжают обучение в аспирантуре, получают второе высшее образование, работают в сфере социальных коммуникаций: журналистике, рекламы и паблик-рилейшнз. Подробно об этом см. Приложение № 3.
Студенты и выпускники 2010 г . РГГУ планируют после окончания РГГУ получить дополнительное образование в соответствии с личными мотивами и сигналами рынка труда. См. приложение № 3
Например, по данным обследования выпускников 2010 г от общего числа
67% уже получили дополнительное образование в течение обучения в РГГУ.
Из них более 70% обучались на курсах, проходили стажировки за рубежом (29%), 9% обучались или продолжают обучение на 2-м высшем образовании.
Из них 46% получили дополнительное образование в РГГУ.
77% высказали пожелание продолжать обучение, повышать свою квалификацию.
Из тех, кто собирается продолжить образование, 47% собираются обучаться в аспирантуре и докторантуре; 42% получать 2-е высшее образование; 18% собираются закончить курсы и тренинги; 11% планируют поступить в магистратуру; 8% - МВА.
Как относиться к тому, что 80% выпускников 2010 г ., планируют продолжать образование? Может быть, они получили не достаточные знания и им требуется компенсировать этот недостаток?
Результаты, полученные в ходе качественных исследований, дают нам вполне определенные основания дать ответ на этот риторический вопрос.
Практически все респонденты заявляют, что необходимость в получении дополнительного образования вызвана у них стремлением скорректировать полученное образование, необходимостью, связанной с их карьерными устремлениями, планируют сменить профессию.
По данным исследования зарплата выпускников РГГУ на момент окончания от общего количества выпускников 2010 г . у 17% составляет около 10 тыс. р.; 37% получают от 10 до 20 тыс. р.; 32% зарабатывают уже от 20 до 30 тыс.р. и 15% получают свыше 30 тыс.р.
Мониторинг величины заработной платы, среди тех, кто уже работал на момент окончания вуза, в течение шести лет, в среднем составляет 20 тыс. рублей в месяц (не принимается в расчет уровень инфляции).
На графике хорошо заметен рост зарплаты и завышенные притязания студентов выпускников в кризисный период. Пиком роста зарплаты можно считать 2008 г ., где 28% выпускников получали около 30 тыс. рублей в месяц.
Студенты в ходе личных бесед, заявляли, что ниже 20 тыс. руб. они не готовы рассматривать никакие иные предложения со стороны работодателей.
Ситуация с величиной ежемесячной зарплатой в период 2009-10 гг. резко изменилась и стала близкой к периоду 2006-07 гг.
Вот как выглядит ситуация с заработной платой выпускников 2010г. РГГУ по факультетам.
Специальность
|
Кол-во ответивших (работающих)
|
Зарплата >30тыс.руб.
|
%
|
Экономика
|
7
|
6
|
85,7
|
связи с общ-ю
|
4
|
2
|
50,0
|
управление персоналом
|
4
|
2
|
50,0
|
экономическая теория
|
6
|
3
|
50,0
|
философия
|
10
|
5
|
50,0
|
музеология
|
3
|
1
|
33,3
|
Прикл. инф-ка в Э
|
7
|
2
|
28,6
|
социальная антропология
|
7
|
2
|
28,6
|
перевод и переводоведение
|
11
|
3
|
27,3
|
психология
|
22
|
6
|
27,3
|
Прикл.инф-ка в ИС
|
4
|
1
|
25,0
|
прикладная математика
|
4
|
1
|
25,0
|
ДОУ
|
20
|
5
|
25,0
|
журналистика
|
8
|
2
|
25,0
|
МО
|
16
|
4
|
25,0
|
ГМУ
|
9
|
2
|
22,2
|
менеджмент организации
|
14
|
3
|
21,4
|
востоковедение
|
5
|
1
|
20,0
|
ФиК
|
15
|
3
|
20,0
|
маркетинг
|
11
|
2
|
18,2
|
искусствоведение
|
6
|
1
|
16,7
|
специальная психология
|
6
|
1
|
16,7
|
социология
|
19
|
3
|
15,8
|
филология
|
19
|
3
|
15,8
|
менеджмент
|
7
|
1
|
14,3
|
культурология
|
9
|
1
|
11,1
|
ОиТЗИ
|
10
|
1
|
10,0
|
юриспруденция
|
38
|
3
|
7,9
|
историко-архивоведение
|
17
|
1
|
5,9
|
КЗОИ
|
6
|
0
|
0,0
|
клиническая психология
|
6
|
0
|
0,0
|
ИСвГС
|
4
|
0
|
0,0
|
мировая экономика
|
17
|
0
|
0,0
|
Дизайн
|
2
|
0
|
0,0
|
Требуется комментарий.
Как выпускники 2010г. устраиваются на работу? Какие основные каналы коммуникаций ими были использованы?
49% заявили, что им помогли личные связи; 29% нашли работу с помощью Интернета; 16% по прямому обращению к работодателям.
Наши выпускники 2010г, также как и выпускники других лет начинают свою трудовую карьеру с начала своего обучения.
Так 19% заявили, что работают с 1 курса
23% - со 2-го курса
29% - с 3-его курса
28% - с 4-5-го курсов.
Знание иностранных языков, особенно среди выпускника гуманитарного вуза, серьезно повышают шансы на рынке труда.
Среди выпускников 2010 г .:
44% знают 1 иностранный язык
37% - 2 языка
14% - 3 языка
3% - 4 языка
12 человек, внимание, знают 5 языков!
78% выпускников РГГУ лояльны к вузу и порекомендовали бы учиться своим друзьям.
Проблемы.
ССЗ ведет статистику обращений ССЗ стороны студентов и со стороны работодателей.
Графики демонстрирую докризисную, кризисную и послекризисную ситуацию.
Наблюдается обратная зависимость роста активности студентов с целью поиска работы и снижение активности предложений со стороны работодателей.
Среди проблем:
- необходимо укреплять материально-техническую базу ССЗ;
-постепенно адаптироваться к 2-х уровневой системе образования со стороны РГГУ и со стороны работодателей;
- развивать систему дополнительного образования и переподготовки;
- продолжать поиски технологий и направлений трудовой занятости студентов и выпускников в рамках РГГУ, используя новые возможности вуза (научно-исследовательская работа студентов, инновационные программы сотрудничества, в т.ч. международные, малые предприятия и пр.)
Предложения.
1. Начать работу по созданию модели распределенной базовой кафедры.
На этой базе предполагается осуществлять подготовку студентов по целому ряду направлений с разработкой специальных образовательных программ (ОП), которые должны быть интегрированы в общую нагрузку и учебные планы кафедр.
ОП реализуются усилиями межкафедральных преподавателей и специалистов заинтересованных организаций (стратегические партнеры РГГУ)
На кафедре проводится индивидуальная работа со специально отобранными студентами по специальным ОП. Создаются студенческие группы, в которых осуществляется целевая подготовка.
В рамках магистратуры кафедрой маркетинга и рекламы разрабатывались модели реализации этого проекта. Материалы имеются.
2. Развивать опыт участия преподавателей в работе кафедры, представляющих реальный сектор экономике и заинтересованных в подборе собственных кадров. В процессе обучения эти преподаватели читают специальные дисциплины и имеют возможность заинтересовать наиболее подходящих студентов в своем бизнесе.
Опыт такого взаимодействия имеется на кафедре маркетинга и рекламы. Преподаватели Сендеров Д., Балдин Е. (выпускник РГГУ), Назарюк Е. Алексеев, Абаев А., Тарасенко Е. , Пратусевич В. работают на кафедре и приглашают студентов в свои проекты.
3. Продолжить поиск взаимодействия с бизнес - структурами, накопившими опыт дополнительного образования. Необходим поиск и взаимовыгодного сотрудничества с использованием разнообразных экономико-правовых форм взаимодействия. По результатам контактов с всемирно-известной рекламной кампанией BBDO на основании договора сотрудничества между РГГУ достигнута договоренность о 25% скидке в оплате обучения студентов и выпускников РГГУ.
4. Требует обсуждения проект открытия малого предприятия при РГГУ по налаживанию контактов с работодателями с целью временного и постоянного трудоустройства студентов и выпускников РГГУ на коммерческой основе. Концепция и организация этого проекта обсуждается.
PS.
В РГГУ и другими вузами накоплен солидный опыт взаимодействия вуза и рынка труда.
Многие формы сотрудничества разбросаны по нашему университету. Пора собрать эти «жемчужины», проанализировать имеющийся опыт и лучшее, что есть в других вузах, в т.ч. зарубежных, использовать на благо студентам и РГГУ.
Настала пора подвести промежуточные итоги и на их основе разработать стратегию РГГУ на рынке труда.
На эту работу профессиональному коллективу исследователей следовало бы предусмотреть грант.
Шевченко Д.А.- руководитель службы содействия занятости РГГУ
20 октября 2010 г .
Шевченко Д.А., д. э. н., проф. зав. каф. маркетинга и рекламы. начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности, Службы содействия занятости РГГУ.
The service and personal attention we received from Mr Pedro was exceptional and beyond what we were expecting! His knowledge of the local and national market and his commitment in finding us the best rate helped us in our search for our dream home. As first time home buyers everything was new to us and the most important thing we wanted was someone we could trust. He was there for us every step of the way. I'm glad we chose his services and would recommend Mr Pedro to anyone buying a home or expanding his / her business with an affordable loan rate in return.”
ОтветитьУдалитьContact Pedro a loan officer
Email : pedroloanss@gmail.com
WhatsApp: +1-8632310632.