понедельник, 28 ноября 2011 г.

ВУЗ на рынке труда

ВУЗ на рынке труда
( к 10-летию создания Службы содействия занятости  РГГУ)
20 октября  2010 г.
Шевченко Д.А., д. э. н., проф. зав. каф. маркетинга и рекламы. начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности, Службы содействия занятости РГГУ.

В последнее время  абитуриенты и их родители при выборе вуза активно стали интересоваться, как налажена  работа по трудоустройству в вузе. Они рассуждают так: «Вы выучите, выдадите диплом, а кем и куда пойдет работать выпускник?»
Инфраструктура занятости становится важнейшим фактором конкурентоспособности вуза, где окончательным итогом его работы, продуктом вуза  является – выпускник и его будущее.

Инфраструктура занятости и трудоустройства студентов и выпускников РГГУ, осуществляют свою деятельность на основании утвержденных положений:
- в РГГУ создан отдел студенческой практики, который курирует соответствующую работу выпускающих кафедр по всем ОП.
- в 2000 г. на основании Приказа № 01-05 - 153/осн от 27 ноября 2000г. создана Служба содействия занятости студентов и выпускников РГГУ, как структурное подразделение РГГУ (ССЗ). Руководитель Шевченко Д.А. со дня основания.
- в 2009 г. создан отдел по работе с выпускниками.

С 2007 РГГУ (ССЗ) делает запросы в Департамент труда и занятости населения города Москвы относительно выпускников. Ежегодно официальный ответ один - в настоящее время выпускники РГГУ на учете в качестве безработных не состоят.
С 2003 года ССЗ была сформирована структура баз данных по соискателям (студентам, обращающимся в ССЗ), работодателям (размещающим свои вакансии) и выпускникам РГГУ. Основными инструментами информирования являются информационные стенды и Интернет-сайт Службы и электронная рассылка по почте в адрес заинтересованных сторон.
За период с 2004 по 2010 год в Службу обратилось 2050 компаний-работодателей, которые разместили свою информацию о 3050 вакансиях.
В среднем в месяц поступают заявки от 20 компаний с размещением более  30 вакансий.

С февраля 2004 года  Службой осуществляется психологическая консультативная помощь студентам по вопросам личностной адаптации к требованиям работодателей:
- составление эффективного резюме;
- ведение деловой беседы с  потенциальным  работодателем по телефону;
- овладение приемами самопрезентации.
C 2009 года предлагается новая услуга – компьютерное психологическое тестирование (в месяц проводится более 40 консультаций).
С 2004 по 2010 годы в Службу с вопросами оказания консультаций обратилось 2700 студентов, аспирантов, выпускников.

В РГГУ проводятся специальные мероприятия с участием компаний – работодателей
Начиная с 2004 года, в РГГУ организовано 12 самостоятельных ярмарок вакансий. Проводится более 5 презентаций крупных компаний ежегодно. Всего за это время в этих мероприятиях приняли участие более 90 компаний- работодателей.
В 2006г. ССЗ РГГУ вступила в Ассоциацию центров трудоустройства вузов г. Москвы. Ведется координационная работа, совместные ярмарки вакансий с участием других вузов (МГУ, РЭА, ГУУ, ВШЭ и др).

С 2001 года Служба принимает участие в межведомственной программе «Российские интеллектуальные ресурсы». При поддержке правительства г. Москвы выпускается справочник «Лучшие выпускники вузов Москвы». В справочнике  размещены анкеты 566 лучших выпускников РГГУ. Работодатели активно ищут эту информацию.
С 2009 г. информация о лучших выпускниках РГГУ размещается  на сайте ССЗ в связи с введенным ограничением на размещение в справочнике Российского Союза Молодежи.

Службой выпускается специальный набор информационных методических материалов в виде буклетов по темам: «Как искать работу», «Как правильно написать резюме», «Как успешно пройти собеседование». Налажена работа по распространению специальной периодической литературы по теме трудоустройства (специальные стенды, стойки ССЗ)

Студенты и выпускники РГГУ на рынке труда
(данные социологических исследований ССЗ)

На сайте ССЗ с 2003 г. создан "Клуб выпускников РГГУ", где проводится опрос с целью выявления проблем в сфере занятости.
Результаты исследований свидетельствуют, что более 90%! выпускников РГГУ разных лет, начиная с 1971 г. успешно трудоустроены и удовлетворены своим местом работы.
По данным мониторинга ежегодно от 45% до 85% (на отдельных специальностях) выпускников РГГУ трудоустраиваются по полученной специальности и успешно реализуют себя на рынке труда в момент обучения на 5 курсе или сразу после окончания РГГУ. (См. Приложение № 1)


35-40% выпускников РГГУ поступают в аспирантуру и магистратуру РГГУ и других вузов, устраиваются на работу в РГГУ в качестве сотрудников и преподавателей.

В период окончания студентами – выпускниками 2010 г. РГГУ получены данные, которые демонстрируют их реальное положение на рынке труда.


Среди 17 факультетов РГГУ, которые были обследованы, лидерами оказались 2-а факультета, на которых студенты заявили, что они работают уже по специальности:
- 79,2%  студентов факультета документоведения
78,9%  - факультета журналистики
Чуть ниже занимают строку:
- факультет архивного дела, где 67,9% студентов заявили, что они работают по полученной специальности
- юридический факультет, где 63,8% студентов заявили, что работают по своей специальности.
Выпускники РГГУ в последние годы высоко оцениваются работодателями, которые охотно приглашают их на свои предприятия и организации. Дело в высоком имидже торговой марке, бренде РГГУ, который занимает высокие места в 10-ке классических университетов России.
Для факультетов документоведения и факультета архивного дела подобные показатели вполне объяснимы. Это старейшие факультеты, существование которых насчитывает 40 и более лет. Несколько поколений РГГУ пополнили кадровый состав соответствующих структур в общественных, государственных и муниципальных органах управления.
Кроме организаций некоммерческой сферы управления, выпускники РГГУ, окончившие эти факультеты активно трудятся в крупных и средних организациях и предприятиях различной формы собственности.
Более того, РГГУ, кроме нескольких отдельных учебных заведений, готовит для рынка труда самое большое количество молодых специалистов. Можно сказать, что РГГУ в этой сфере подготовке специалистов, является лидером на рынке образования.
Спрос на специалистов сферы документального обеспечения управления и архивного дела самый высокий в университете уже много лет, он превышает спрос на студентов других факультетов РГГУ в разы.
Не историческими заслугами, ни сложившимися за многие годы  традициями качественного обучения объяснить попадание в профессию выпускников юридического и факультета журналистики нельзя. Наиболее близкое объяснение высоких показателей трудоустройства по специальности выпускников этих двух факультетов состоит в наличии высококвалифицированных кадров, работающих здесь и правильно организованной ознакомительной и производственной практике студентов на факультете.
Высокие места в рейтинге (более 50%), где студенты работают по специальности, занимают факультеты лингвистики (57,9%), истории, политологии и права(56%), управления (52,4%).
Аутсайдерские места в этом рейтинге (ниже 40% студентов, работающих по специальности) заняли факультеты: философии (36,;%); отделение международных отношений историко-архивного института (33,3%); технотронных архивов и документоведения (31%).
Самый низкий показатель в этом своеобразном рейтинге у  Института филологии и истории (4,5%).
Полученные данные требуют дополнительного исследования и объяснения.
Важно подчеркнуть, что в среднем по РГГУ 60-65% студентов всех факультетов нашли достойное место на рынке труда, в том числе продолжают обучение в аспирантуре, получают второе высшее образование, работают в сфере социальных коммуникаций: журналистике, рекламы и паблик-рилейшнз. Подробно об этом см. Приложение № 3.



Студенты и выпускники 2010 г. РГГУ планируют после окончания РГГУ получить дополнительное образование в соответствии с личными мотивами и сигналами рынка труда. См. приложение № 3



Например, по данным обследования выпускников 2010 г от общего числа
67% уже получили дополнительное образование в течение обучения в РГГУ.
Из них более 70% обучались на курсах, проходили стажировки за рубежом (29%), 9% обучались или продолжают обучение на 2-м высшем образовании.
Из них 46% получили дополнительное образование в РГГУ.
77% высказали пожелание продолжать обучение, повышать свою квалификацию.
Из тех, кто собирается продолжить образование, 47% собираются обучаться в аспирантуре и докторантуре; 42%  получать 2-е высшее образование; 18% собираются закончить курсы и тренинги; 11% планируют поступить в магистратуру; 8% - МВА.
Как относиться к тому, что 80% выпускников 2010 г., планируют продолжать образование? Может быть, они получили не достаточные знания и им требуется компенсировать этот недостаток?
Результаты, полученные в ходе качественных исследований, дают нам вполне определенные основания дать ответ на этот риторический вопрос.
Практически все респонденты заявляют, что необходимость в получении дополнительного образования вызвана у них стремлением скорректировать полученное образование, необходимостью, связанной с их карьерными устремлениями, планируют сменить профессию. 






По данным исследования зарплата выпускников РГГУ на момент окончания от общего количества выпускников 2010 г. у 17% составляет около 10 тыс. р.; 37% получают от 10 до 20 тыс. р.; 32% зарабатывают уже от 20 до 30 тыс.р. и 15% получают свыше 30 тыс.р.
Мониторинг величины заработной платы, среди тех, кто уже работал на момент окончания вуза, в течение шести лет, в среднем составляет 20 тыс. рублей в месяц (не принимается в расчет уровень  инфляции).


На графике хорошо заметен рост зарплаты и завышенные притязания студентов выпускников в кризисный период. Пиком роста зарплаты можно считать 2008 г., где 28% выпускников получали около 30 тыс. рублей в месяц.
Студенты в ходе личных бесед, заявляли, что ниже 20 тыс. руб. они не готовы рассматривать никакие иные предложения со стороны работодателей.
Ситуация с величиной ежемесячной зарплатой  в период 2009-10 гг. резко изменилась и стала близкой к периоду 2006-07 гг.
Вот как выглядит ситуация с заработной платой выпускников 2010г. РГГУ по факультетам.


Специальность
Кол-во ответивших (работающих)
Зарплата >30тыс.руб.
%
Экономика
7
6
85,7
связи с общ-ю
4
2
50,0
управление персоналом
4
2
50,0
экономическая теория
6
3
50,0
философия
10
5
50,0
музеология
3
1
33,3
Прикл. инф-ка в Э
7
2
28,6
социальная антропология
7
2
28,6
перевод и переводоведение
11
3
27,3
психология
22
6
27,3
Прикл.инф-ка в ИС
4
1
25,0
прикладная математика
4
1
25,0
ДОУ
20
5
25,0
журналистика
8
2
25,0
МО
16
4
25,0
ГМУ
9
2
22,2
менеджмент организации
14
3
21,4
востоковедение
5
1
20,0
ФиК
15
3
20,0
маркетинг
11
2
18,2
искусствоведение
6
1
16,7
специальная психология
6
1
16,7
социология
19
3
15,8
филология
19
3
15,8
менеджмент
7
1
14,3
культурология
9
1
11,1
ОиТЗИ
10
1
10,0
юриспруденция
38
3
7,9
историко-архивоведение
17
1
5,9
КЗОИ
6
0
0,0
клиническая психология
6
0
0,0
ИСвГС
4
0
0,0
мировая экономика
17
0
0,0
Дизайн
2
0
0,0

Требуется комментарий.






Как выпускники 2010г. устраиваются на работу? Какие основные каналы коммуникаций ими были использованы?
49% заявили, что им помогли личные связи; 29% нашли работу с помощью Интернета; 16% по прямому обращению к работодателям.

Наши выпускники 2010г, также как и выпускники других лет начинают свою трудовую карьеру с начала своего обучения.
Так 19% заявили, что работают с 1 курса
23% - со 2-го курса
29% - с 3-его курса
28% - с 4-5-го курсов.

Знание иностранных языков, особенно среди выпускника гуманитарного вуза, серьезно повышают шансы на рынке труда.
Среди выпускников 2010 г.: 
44% знают 1 иностранный язык
37% - 2 языка
14% - 3 языка
3% - 4 языка
12 человек, внимание, знают 5 языков!

78%  выпускников РГГУ лояльны к вузу и порекомендовали бы учиться своим друзьям.


Проблемы.
ССЗ  ведет статистику обращений ССЗ стороны студентов и со стороны работодателей.


Графики демонстрирую докризисную, кризисную и послекризисную ситуацию.
Наблюдается обратная зависимость роста активности студентов с целью поиска работы и снижение активности предложений со стороны работодателей.
Среди проблем:
- необходимо укреплять материально-техническую базу ССЗ;
-постепенно адаптироваться к 2-х уровневой системе образования со стороны РГГУ и со стороны работодателей;
- развивать систему дополнительного образования и переподготовки;
- продолжать поиски технологий и направлений трудовой занятости студентов и выпускников в рамках РГГУ, используя новые возможности вуза (научно-исследовательская работа студентов, инновационные программы сотрудничества, в т.ч. международные, малые предприятия и пр.)
               
Предложения.
1. Начать работу по созданию модели распределенной базовой кафедры.
На этой базе предполагается осуществлять подготовку студентов по целому ряду направлений с разработкой специальных образовательных программ (ОП), которые должны быть интегрированы в общую нагрузку и учебные планы кафедр.
ОП реализуются усилиями межкафедральных преподавателей и специалистов заинтересованных организаций (стратегические партнеры РГГУ)
На кафедре проводится индивидуальная работа со специально отобранными студентами по специальным ОП. Создаются студенческие группы, в которых осуществляется целевая подготовка.
В рамках магистратуры кафедрой маркетинга и рекламы разрабатывались модели реализации этого проекта. Материалы имеются.

2. Развивать опыт участия преподавателей в работе кафедры, представляющих реальный сектор экономике и заинтересованных в подборе собственных кадров. В процессе обучения эти преподаватели читают специальные дисциплины и имеют возможность заинтересовать наиболее подходящих студентов в своем бизнесе.
Опыт такого взаимодействия имеется на кафедре маркетинга и рекламы. Преподаватели Сендеров Д., Балдин Е. (выпускник РГГУ),  Назарюк Е. Алексеев, Абаев А., Тарасенко Е. , Пратусевич В. работают на кафедре и приглашают студентов в свои проекты.

3. Продолжить поиск взаимодействия с бизнес - структурами, накопившими опыт дополнительного образования. Необходим поиск и взаимовыгодного сотрудничества с использованием разнообразных экономико-правовых форм взаимодействия. По результатам контактов с всемирно-известной рекламной кампанией BBDO на основании договора сотрудничества  между РГГУ достигнута договоренность о 25% скидке в оплате обучения студентов и выпускников РГГУ.

4. Требует обсуждения проект открытия малого предприятия при РГГУ по налаживанию контактов с работодателями с целью временного и постоянного трудоустройства студентов и выпускников РГГУ на коммерческой основе. Концепция и организация этого проекта обсуждается.

PS.

В РГГУ и другими вузами накоплен солидный опыт взаимодействия вуза и рынка труда.
Многие формы сотрудничества разбросаны по нашему университету. Пора собрать эти «жемчужины», проанализировать имеющийся опыт и лучшее, что есть в других вузах, в т.ч. зарубежных, использовать на благо студентам и РГГУ.
Настала пора подвести промежуточные итоги и на их основе разработать стратегию РГГУ на рынке труда.
На эту работу профессиональному коллективу исследователей следовало бы предусмотреть грант.

Шевченко Д.А.- руководитель службы содействия занятости РГГУ
20 октября 2010 г.

Шевченко Д.А., д. э. н., проф. зав. каф. маркетинга и рекламы. начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности, Службы содействия занятости РГГУ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий