среда, 30 ноября 2011 г.

Маркетологи, Рекламисты и PR: подходы и решения

20 января 2011 г. в 12.15 Совет ИЭУП РГГУ
Повестка дня:
1) О ходе проведения сессии
2) Об утверждении методического совета факультета
3) О новых подходах подготовки маркетологов, рекламистов и PR.
Докладчик  зав. кафедрой, д.э.н., проф. Шевченко Д.А.

Доклад.
 «О новых подходах подготовки маркетологов, рекламистов и PR на кафедре»

Задачи кафедры обозначены в уставных и регламентирующих документах. Это наш административный компас и правовой базовый ориентир.

Первая задача.
Задача кафедры состоит в создание комфортабельной организационной и психологической обстановки работы. Ее достижение, как нам кажется, возможно, в увеличение интенсивности профессионального общения на встречах преподавателей кафедры.
Имеется ввиду, различные формы профессионального диалога – групповое обсуждение билетов к Госам, эффективности тестов, методические приемы и формы работы на семинарах, мощное средство общения и укрепления взаимопонимания доблестей членов кафедры – научные дискуссии – круглые столы с приглашением ученых других кафедр и бизнеса в отношении понимания, например, «маркетингового анализа и исследование рынка»- обсуждение терминологии.
Мощное средство профессионального единения было в недавнем обсуждении понимания, что такое «маркетинг»? На кафедре приняло участие около 40% преподавателей. Дискуссия велась в открытом режиме по электронной рассылке точек зрения, и было принято собственное кафедральное понятие. Опубликовано на сайте.
Эти и подобные инициированные спонтанно дискуссии способствуют возникновению духа команды на кафедре.
Формирование команды на кафедре с позиций управление персоналом, да, простят меня боги за дерзость произносить эти слова, связано с поиском структурного кадрового закрепления в общей системе управления деятельностью кафедры. На практике это поиск и делегирование ответственности за то или иное звено общей цепи работы конкретному, внутренне мотивированному преподавателю или сотруднику. Имеется ввиду, появление конкретных и адекватных ответственных преподавателей за учебную, научную (замы) работу на кафедре. Архипова Н.И. хорошо знает, как мучительно, в течение многих лет шел этот не простой поиск на ее глазах и при ее поддержке.
Учебная работа связана не только с расписанием и распределением нагрузки, Здесь и анализ общих тенденций в образовательной сфере, изучение рынка успешных преподавателей в вузах и на отраслевом рынке. Конечно, авральная работа над созданием и подготовкой новых ОП бакалавриата и магистратуры.
В результате на кафедре, кроме, основных замов по учебной и научной деятельности есть ответственные за студенческую практику и тьюторство, методическую работу, международную деятельность и контакты, студенческую исследовательскую работу.
Работает  Клуб молодых маркетологов,рекламистов и PR-щиков. На последнем заседание в РГГУ было более 120 человек, из них от других вузов более 60%. Есть зам зав. каф. по обеспечению литературой и библиотечной подпиской. Руководство Интернет сайтом (огромная работа) находится под контролем зав. каф. Есть преподаватель, который старается вести бизнес- проекты и поддерживает предпринимательскую активность студентов. Ищем ответственного за культурную работу.
О методической работе кафедры за 5 лет существования можно судить по этим сборникам. Готовятся обновленные версии еще несколько сборников в т.ч. по спецкурсам.
Кафедра понимает методическую работу так. Ни один преподаватель не может читать ни одну дисциплину, если он не имеет, как минимум, программы курса, где заявлено о чем, собственно речь! Мы хотели бы попросить методические материалы, рекомендации по читаемым ими курсам, при поддержке Архиповой Н.И., от всех внешних преподавателей, программы курсов, особенно у тех, кто так безжалостно расправляется со студентами, ставя им, когда они находятся на  первом курсе, на этапе становления собственных сил и мотивации к обучению двойки и тройки!
Наличие методических работ облегчает работу не только студентам, но и преподавателям, которые могут уточнить, что уже известно студентам и корректировать собственные планы. Для контроля Минобразования это тоже хорошая работа. Это, так называемый, основной фонд, нематериальный актив кафедры, да, простят меня, аракулы экономики.
Практика студентов начинается с 1-го курса. Спасибо, что получает поддержку со стороны руководства. Награждение грамотой. Студенты участвуют в ДОДах, выставках, которые проводятся Управлением маркетинга и рекламы и Службы содействия занятости. Ребята получают практический опыт и успех в работе Клуба, Фестивале социальной рекламы (второй год).
Приятно сообщить о предстоящей 15 апреля 2011 г. всероссийской конференции всех заведующих кафедрами  рекламы и PR, а также смеэных дисциплин в РГГУ совместно и при финансовой поддержке АКАР.
Там предусмотрен конкурс работ по рекламе среди студентов, лучшие работы вместе со студентами поедут в Канны. Один день из трех отдан на обсуждените основных проблем перехода к 2-х уровневой системе нашей кафедре маркетинга и рекламы.
Работа со студентами в профессиональном ключе, помогает понять смысл воспитательной работы, которая, как нам кажется, заключена в формировании профессиональных, прежде всего, навыков и компетенций, смысл ее, в первую очередь, в способствование роста профессионального самосознания и практического личного успеха!
Надо продолжать сегментирование студенческой аудитории, различать тех, кто склонен к науке, активности у правление, менеджменте, коммуникациям. Должны под них создаваться  соответствующие корпоративные институты, почетные доски, грамоты. Того, от чего, мы когда-то, устали, а для них это необходимо.
Когда мы теряем студентов?
Теряем на 3-м курсе. Но теряем ли? Теряем, потому что так организовано обучение. Мы говорим надо раньше учиться профессии вместе с работодателями, которые без 2-3 стажа не берут на работу, а когда студенты идут на работу - вуз, как-бы, против.
Все дело в индивидуальной форме обучения. И это большая проблема. Рынок и вуз. Практика и работа студента. Как совместить несовместимое. Ведь, мы продолжаем настаивать, чтобы студенты старших курсов посещали занятия. Выход видится в индивидуальном плане работ со студентами на старших курсах, на пятом, как минимум. Скажут, в группе 20-25 человек. Да, это проблема для преподавателя. Но, пути др4гого нет. А трудозатраты, должны быть перекрыты часовой нагрузкой, которую надо предусмотреть. Как еще отстроится в такой ситуации? Думается, можно через магистратуру услышать сигналы рынка. А затем, транслировать и трансформировать их в бакалавриат в его фундаментальную часть. Эта концепция требует обсуждения, нов профессиональном сообществе она находит поддержку.


Вторая задача.
Задача найти технологии и механизмы взаимовыгодного сотрудничества преподавателей и студентов. Цель в наращивании профессиональной компетенции и индивидуального творчества студентов на платформе и за счет увеличения самостоятельного поиска решения профессиональных задач и проектов в свободное , внеаудиторное время. Аудиторное время должно быть потрачено на раскрытие существа и содержания проблем в курсах и дисциплинах на лекциях и консультации, обсуждение трудностей и сложностей в решение проектов и задач в индивидуальном формате на семинарах и дистанционно - по электронной почте, в блогах, журналах и сетях.
Работа со студентами особенно приветствуется, поощряется и получает эмоциональное одобрение в тех случаях, когда найдены креативные решения в образовательном процессе.
Увеличение доли самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время позволяет организовать проектную форму работы, которая поддерживается и сопровождается активным диалогом дистанционно по почте, часто обсуждение заканчивается только после до 20 и более писем. Иногда, мы намеренно усложняем задачи, до полевых условий. Пример, Шевченко по проектам для 1-го курса, сбору информации, Сендеров с перзентациями, Резцова – брейнсторминг предложений для РГГУ.
Результат, как не странно, удовлетворяет студентов и они вместо нытья, благодарят за такое «издевательство в освоении профессии». Что стимулирует их активность – номинации и публикации лучших работ на сайте. Еще один штрих к результату такого творческого содружества преподавателя и студента – это найденная и сформулированная самим студентом собственная формула его личного успеха. Проектная форма работы требует больших усилий и много времени. Это  индивидуальная работа и здесь контроль за остаточными знаниями превращается в умения и закрепляется в навыках студента – идет процесс наращивания профессиональных компетенций и уверенности в собственных интеллектуальных ресурсах. Правда, и мы пока, до конца, не выжгли, по большей части формальный способ проверке знаний студента. Я имею в виду, билетную, устную форму «диалога».
Потрясает, с какой легкостью некоторые преподаватели ставят тройки в качестве первой оценке, на 1-м курсе, в 1-м семесте в зачетку, уничтожая в самом начале мотивацию студента и его уверенности в себе. Уверен, что не руки, не душа у них не дрожит. Хочу сказать, что э то не только педагогическая не зрелость преподавателя, как правило, молодых лет, и не просто мизантропическая позиция, но и демонстрация собственных не успехов в обучении студента по своей дисциплине. Это не желание возиться. Именно «возиться», индивидуально работать со студентом. Студент – это зеркально отражение преподавателя.
Мы думаем над этими вопросами и нам, кажется, что все дело в способе контроля, а тем самым в технологии организации обучения по дисциплинам. Ни один студент не обижается и морально удовлетворен тем, что от него, пусть даже агрессивными методами, но добились тех результатов, которые умножают его компетентность, делают его профессионально шире и немного счастливей.
Видимо требуется не учить, а изучать вместе со студентом профессию.
Отыскать механизмы, инструменты и технологии довольно сложно.
Кое-что нам удалось сделать на кафедре. Пример, книги, созданные и переведенные с иностранного языка собственными силами студентов: «Фундаментальные основы креативной рекламы»,Фундаментальные основы кинопроизводства», заканчивается работа над «Графический дизайн». Пример, изданный журнал»Арт-маркетинг», приложение к «Практический маркетинг» и др.
На кафедре складывается своя научная школа обучения.
Был мучительный поиск, как учить маркетингу и рекламе. Было совсем не понятно. И вот алгоритм был нащупан, 3 года назад. Это марочный подход. Это наша философия обучения профессии. Товар, как стержень, основа для понимания смысла не только маркетинга и рекламы, но всех дисциплин. Выбор торговой марки с первого курса (курс Шевченко Д.А. «Введение в профессию»), подготовка по брифу маркетингового анализа положения этой марке (бренда) на рынке, позволяет студенту взглянуть на весь процесс обучения, в первую голову по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, сквозь призму этой торговой марке. Все встает на свои места. Но проблема не столько в студентах. Они приняли эту форму работы. Проблема в согласованности работы коллектива преподавателей на кафедре, а в перспективе на всех кафедрах. Это проблема образовательного менеджмента. Если бы кафедре передали бы максимально в свои руки весь комплекс ОП и СД, то дело сдвинулось бы с места. Но кафедра уже встала на этот путь.

Что не хватает и мешает!
Коротко:
Не находится стимулов и желающих писать учебник, научные труды, статьи, пытаться их издавать
Не много стимулов карьерного роста преподавателей, в силу многих неясностей что буду расти, и будет ли толк и помощь.
Не много стимулов для студентов учиться на «отлично», лучше, проявлять себя в разных ролях. Какая разница, стипендия не работает. А вот для платных студентов, перевод на бюджетную форму или снижение оплаты в силу отличной учебы – сработает.
Нет достаточного оборудования для работы в аудиториях, оперативного ее использования, в т.ч. на кафедрах. Открыть образовательную программу по рекламе и не иметь оборудования и Интернет в аудиториях – не терпимо.
Не оснащена кафедра как это необходимо для решения профессиональных задач никакими современными технологиями. Ютимся на м2.
Пробили «брешь» - открыли Интернет на кафедре.
Нет комфортных аудиторий. Грязь в аудиториях, разруха с обстановкой, как известно, уничтожает изысканность работы преподавателя и настраивает студента на иронию.
Это означает, что есть много места для поиска и создания технологий в сфере управления образовательным процессом в РГГУ.
Докладчик  зав. кафедрой, д.э.н., проф. Шевченко Д.А. 25.01.11 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий