среда, 5 октября 2011 г.

Инновационный потенциал ВУЗа

          
                                                     Д.А. Шевченко, Д.А. Каплан


       Инновационный потенциал ВУЗа
Ключевые слова
Инновационный потенциал ВУЗа. Научно-исследовательская и технологическая деятельность вуза.  Научно-образовательные инновационные центры вуза.

Аннотация
Инновационный потенциал ВУЗа. Субъекты, объекты, ресурсы научно-инновационной деятельности высшей школы. Факторы конкурентоспособности инновационного потенциала ВУЗа. Формы и методы формирования инновационного развития ВУЗа.

Key Words
Innovative potential of the university. Scientific research and technological activities of the university. Scientific and educational innovation centers of the university.
Summary
Innovative potential of the university. Subjects, objects, resources, research and innovation activities of high school. Competitive factors of the innovation capacity of the university. Forms and methods of forming innovative development of the university.

Высшие учебные заведения уже сегодня могли бы стать центрами системной интеграции инновационной активности в России.[1]
Инновационный потенциал ВУЗа, отражающий ресурсную и результативную составляющие деятельности высшего учебного заведения, является основой успешного сотрудничества с предприятиями реального и финансового секторов экономики, а так же эффективного участия в государственных и международных грантах.
Организационные инновации – новые организационные структуры и институциональные формы в области образования.
В процессе формирования и развития инновационного потенциала, ВУЗ перестает быть только научно-образовательным центром.
Он трансформируется в особый учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК), взаимодействующий с инновационной инфраструктурой в виде НИИ, опытно-конструкторских производств, конструкторских бюро, научных и научно-производственных центров, центров подготовки и переподготовки кадров, технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, малых и средний инновационных и наукоемких предприятий и частных предпринимателей[[i]].
Основой формирования инновационного потенциала высшего учебного заведения является слаженное функционирование инновационной системы высшей школы, которая представляет собой организацию субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания инноваций на единых организационных принципах, определяемых стратегией инновационного развития ВУЗа.
К субъектам инновационной деятельности высшей школы относятся структурные подразделения университетов, юридические лица (новые организационные формы инновационных процессов, организации различных организационно-правовых форм деятельности и формы собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления) и физические лица, занимающиеся инновационной деятельностью в процессе реализации стратегий инновационного развития высшей школы.
К объектам инновационной деятельности высшей школы относятся новые способы организации деятельности, новые технологии, новые продукты, интеллектуальная собственность, инновационные проекты и процессы, инновационные программы и проекты, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности высших учебных заведений.
Инновационный потенциал ВУЗа в первую очередь характеризуют компетентность участников научно-исследовательской деятельности:
 – качественный состав ППС;
 – актуализация научной деятельности ППС (число публикаций и их цитируемость в ведущих журналах, отнесенные к единице приведенного штатного состава преподавателей и единице времени);
 – эффективность работы аспирантуры (процент защитившихся в срок до трех лет после окончания аспирантуры);
– организационная активность в научно-исследовательской сфере (объем научных грантов, контрактов, договоров с внешними заказчиками на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени);
 – признанная результативность научно-исследовательской деятельности (число зарегистрированных открытий, патентов, сертифицированных разработок – отраслевая сертификация – на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени).
Вторым важным фактором, определяющим инновационный потенциал вуза, является его инфраструктура в части, ориентированной на инновационную деятельность:
 – наличие в структуре вуза отраслевых (базовых) кафедр, решающих задачи обеспечения кадрами отраслей (процент отраслевых кафедр в структуре вуза);
 – специализированные подразделения вне стандартной образовательной структуры, решающие задачи доведения инновационных идей до промышленных разработок (конструкторские бюро, студенческие научные общества, инновационные технопарки, бизнес-инкубаторы и пр.; объем финансовых потоков за год, проходящих через данные подразделения по отношению к годовому бюджету вуза);
 – эффективная информационная система (годовой трафик системы на одного человека, включая всех учащихся и сотрудников вуза).
Третьим фактором инновационного потенциала является стратегия развития вуза, его нацеленность на перспективные задачи. Оценочными параметрами этого важного компонента могут служить:
 – структура подготовки, принятая в вузе (доля инновационноемких образовательных программ);
 – структура венчурного инвестирования проектов вуза (доля средств, направляемых на перспективные разработки);
 – стратегические ориентиры, принятые коллективом вуза (оценка внутреннего климата вузовского коллектива).
Прямым измерением инновационного потенциала вуза должен быть совокупный финансовый показатель доходов выпускников вуза (за определенный срок, например, пять лет) и доходов вуза от его собственной научно-инновационной деятельности (за тот же срок), отнесенный к совокупным инвестициям в образовательный процесс и организацию научно-инновационной деятельности (за тот же период). Однако подобные измерения требуют создания в вузе верифицируемой системы мониторинга успешности выпускников, позволяющей проводить эффективную ее оценку [[ii]].
На сегодняшний день статистические данные говорят о невысоком инновационном потенциале  системы образования в России.
Показатели состояния образования, науки и инноваций в России: [[iii]]









По данным исследований Высшей Школы Экономики, в лучшем случае 16 процентов преподавателей занимаются в ВУЗах реальными научными исследованиями или ведут иную  профессиональную деятельность, кроме преподавания академических дисциплин в ВУЗе.[iv]
Научный потенциал России, по мнению экспертов в среднем снизился в 2 – 2,5 раза по сравнению с 90-ми г.
Согласно экспертным оценкам, в РФ только 5% результатов НИОКР используются в промышленном производстве (для сравнения: в США и Великобритании – до 70%), остальное не находит практического применения.[v]
В России реализация новых подходов к  развитию высшего образования, предусматривающих трансформацию традиционных университетов в  университеты инновационного типа, строится как раз на основе концепции ВУЗа, как учебно-научно-инновационного комплекса. Однако развитие инноваций в системе российского высшего образования  требует решения ряда проблем.
Особая проблема законодательной поддержки инновационной деятельности ВУЗов – это внедрение норм об инновациях в отраслевые акты, в том числе законы российской федерации: от 10 июля 1992 года «об образовании» и от 22 августа 1996 года «о высшем и послевузовском профессиональном образовании».
 К основным проблемам правового характера относятся:
 непоследовательная и противоречивая трактовка терминов;
– слабая законодательная база  по инновационной деятельности;
– недостаточно последовательная и эффективная национальная инновационная политика, представленная в целевых национальных проектах;
– отсутствие льгот при налогообложении научных исследований, выполняемых в высшей школе на договорных условиях;
– несоблюдение государством законодательно закрепленных норм по ресурсному обеспечению научно-инновационной деятельности. [[vi]]
Специалисты сходятся во мнении, что Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», важен и нужен, однако он не работает, потому что к нему не приняты необходимые подзаконные акты.[[vii] ]
Не менее значимой проблемой является перманентная нехватка финансирования научно-исследовательских работ, хотя в этом направлении в ряде ведущих ВУЗов России.
За последние десять лет структурная составляющая источников финансирования существенно не изменилась в части средств высших учебных заведений организаций. Однако доля затрат средств бюджета имеет тенденцию к уменьшению на 9,6%, а доля затрат организаций предпринимательского сектора увеличивается на 24,6%.[[viii]]
Так же существенной является проблема обеспечения ВУЗов инновационными ресурсами, к которым относится:
- профессорско-преподавательский состав (квалификация, профессиональная подготовка, обучаемость, инновационность), магистранты, аспиранты и докторанты, участвующие в инновационной деятельности;
- достигнутый уровень реализации различных инновационных программ;
- соответствие организационных структур и систем управления задачам развития инновационного процесса;
- кодифицированное знание, в части нематериальных активов представленное патентами, ноу-хау, прототипами, лицензиями, компьютерными программами и др.;
- научно-технический задел в виде незавершенных инновационных проектов;
- основные фонды, участвующие в инновационном процессе; финансовое обеспечение инновационной деятельности.[[ix]]
Отсюда относительно низкая инновационная полезность  ВУЗов в процессе инновационного развития государства в целом, которая в настоящее время должна увеличиваться, в т.ч. с целью достижения планируемых результатом стратегии и концепции социально-экономического развития России до 2020г.
В концепции социально-экономического развития России, определены приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.
Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики.[[x]]
Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%.[[xi]]
Иными словами, возвращаясь к финансовой проблеме, расходы государства на эти отрасли, в т.ч. образование, должны быть, по крайней мере,  удвоены. 
Основной целью инновационной деятельности в сфере образования является развитие творческих способностей и профессионализма обучаемых.
Целесообразно организовывать при классических университетах корпоративные, обучающие на основе проектно-деятельного образования, структуры. Они могут стать одним из инструментов инновационного развития образовательной среды[[xii]]. 
На корпоративное обучение выпускников ВУЗов российский бизнес сегодня тратит, по разным данным, около 500 млрд. рублей – вдвое больше, чем расход федерального бюджета на высшее образование [[xiii]]. А это потенциальные инвестиции в российское образование. 
По данным статистических показателей за период 2000-2006 гг., число высших учебных, ведущих подготовку аспирантов в 2000 г., составило 58% от общего числа высших учебных заведений, а в 2006 г. – 62%.
В количественном выражении число высших учебных заведений, ведущих подготовку аспирантов, в 2006 г. по сравнению с 2000 г. увеличилось на 108 единиц.
С увеличением числа организаций, увеличиваются показатели приема в аспирантуру и выпуска из аспирантуры на 7107 чел. и 9650 чел. соответственно, а также показатель защиты диссертаций.
Так, если в 2000 г. доля защитившихся от общего числа выпуска составила 31,5%, то в 2006 г. этот показатель увеличился на 4,5% и составил 36%. Численность аспирантов возросла за шестилетний период в 1,26 раза, причем темпы роста выпуска специалистов из аспирантуры с защитой диссертации выше, чем темпы роста численности аспирантов. Это свидетельствует о положительной динамике.
Однако, если доля, высших учебных заведений, ведущих подготовку аспирантов, составляет более половины от общего числа вузов, то число высших учебных заведений, ведущих подготовку докторантов, в 2000 г. составляет 32% от общего числа высших учебных заведений, в 2006 г.–34%.
Но, несмотря на незначительное увеличение таких организаций, показатель приема в докторантуру за анализируемый период сократился на 88 чел., а, показатель выпуска из докторантуры, увеличился на 144 чел.
При этом показатель защиты диссертаций сокращается. Так, если в 2000 г. он составил 39% от общего числа выпуска, то в 2006 г. – 33%. За последние десять лет возросло количество вузов, где происходит обучение аспирантов и докторантов при одновременном сокращении числа НИИ, имеющих аспирантуру.[[xiv]]
       Отмечается, что причина заключается в том, что отсутствие студентов в научных институтах скорее тормозит, чем помогает развитию фундаментальных исследований.
В Российских ВУЗах, только около 17 процентов профессорско-преподавательского состава занимаются хоть какими-либо исследованиями. Это обусловлено тем, что ВУЗам очень мало выделяется бюджетных денег на научные исследования: до недавнего времени - только 4 процента (сейчас – около 6%), а Академии наук – почти 35 процентов.[[xv]]
Вышеуказанная проблема должна решаться в т.ч., с целью формирования благоприятных условий для осуществления университетом консалтинговой деятельности на коммерческих условиях. А это требует создания на базе ВУЗа научно-образовательного центра (НОЦ), в чьи задачи, помимо получения дохода и налаживания сотрудничества с коммерческими структурами различных секторов экономики, должно входить содействие интеграции научного и образовательного потенциала научных организаций.
К функциями НОЦ должны быть отнесены:
создание условий для подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров  высшей квалификации;
активизация участия молодых ученых, аспирантов и студентов в научных исследованиях, и, что особенно важно для реализации инновационного потенциала ВУЗа, осуществление инновационной деятельности в научной и образовательной сферах.
Исследования показывают, что только 20-25% вузов России активно развивают инновационную деятельность и развивают инновационные структуры[[xvi]].
В 2008г Государственный университет  Нижнего Новгорода стал первым ВУЗом, где в  1998г. в качестве пилотного проекта был создан один из первых НОЦ, где состоялась международная научная конференция, посвященная десятилетию программы «Фундаментальные исследования и высшее образование». [[xvii]]
На конференции специалистами было отмечено, что за весь период программы удалось создать 20 научно-образовательных центров в ведущих российских ВУЗах.[[xviii]] Здесь отмечалось, что инновационное развитие высшего образования России и реализация инновационного потенциала ВУЗов происходит достаточно медленно, встречая на своем пути немало препятствий, которые подлежат бурному обсуждению, но, к сожалению, не достаточно глубокому анализу. Хотя, безусловно, огромные усилия на всех уровнях государственного управления оставляют надежду на успех.
Одной из проблем является ситуация, при которой  инновационные подразделения ВУЗов (технопарки, инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-промышленные комплексы (ИПК) и другие) недостаточно интегрированы в научно-образовательные комплексы ВУЗов и в силу этого через них не проходит завершающий цикл НИОКР, связанный с превращением результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в нововведения.
В настоящее время эти структуры, в лучшем случае, обеспечивают доведение мелких тестовых образцов продукции до готового продукта. По этому пути уже идут МГТУ им. Баумана[[xix]], ГУ - Высшая Школа Экономики[[xx]],  МГУ им. Ломоносова (в области естественных наук)[[xxi]], Санкт-Петербургский государственный университет[[xxii]], позитивных результатов достигли университет им. А.И. Герцена[[xxiii]], Тюменский государственный университет, Государственная академия инноваций и многие др.
Рассматривая ресурсную базу данных ВУЗов видно, насколько весомой является еще одна проблема высшей школы России, в общих чертах отмеченная нами выше под понятием инновационными ресурсами, а именно инфраструктура высшего учебного заведения, а так же обеспеченность оборудованием, расходными материалами и информацией.
По экспертным оценкам, среднестатистический российский ученый обеспечен оборудованием, необходимым для проведения исследований, в 80, а информацией — в 100 раз хуже американского.[[xxiv]]


Прогноз стоимости оборудования в расчете
на 1 студента в российских вузах (руб.)[[xxv]
]
Показатель
2000 г.
2001 г.
2005 г.
2010 г.
Экономические показатели, нормы и нормативы
450
590
780
970
Критерии аккредитации
363
466
569
856


Отметим и положительные тенденции - основные фонды образования за последние несколько лет увеличивались динамичными темпами. В 2008 г. по сравнению с 2004 г. объем основных фондов увеличился в 1,3 раза и достиг 1454 млрд. руб., что составляет 3,8% от стоимости всех основных фондов России.
Проблема аудиторного фонда ВУЗов России, особенно в центральных регионах России, практически решена.[[xxvi]]  При этом коэффициент использования существующего научно-лабораторного и приборного парка весьма низок – 0,1-0,3%, тогда как обеспечение исследовательскими приборами находится на уровне 10-25%[[xxvii]]  
В дополнение отметим еще две проблемы, особенно значимые для обучающихся в ВУЗах (студенты, магистранты, аспиранты).
1.Слабая социальная защищенность учащихся. Если преподаватели в основном ждут прямого повышения зарплаты, то студенты надеются как на прямые, так и на непрямые выплаты. Социальная защита студентов, по их мнению, должна включать:
- наличие собственной базы отдыха в вузе и возможность отдыха по льготным путевкам;
- улучшение организации питания в вузе (как в перерывах между занятиями, так и во внеучебное время);
- повышение размера стипендии;
- медицинское обслуживание и т.п.
Вторая важная проблема, о которой часто говорят в средствах массовой информации применительно к высшему образованию, - распространение коррупции в вузах[[xxviii]], особенно региональных.
Важная составляющая развития инновационной инфраструктуры - центры коммерциализации инноваций (ЦКИ). Данная организационная форма инновационной деятельности влияет на формирование научно-инновационной политики и создание инвестиционной привлекательности инноваций.
Формирование центров коммерциализации инноваций рекомендуется создавать на базе высших учебных заведений. Основная задача данных организаций - поддержка и обслуживание инновационной деятельности.
К ним относятся: инжиниринговые, консультационные, маркетинговые, обучающие центры, фонды технологического развития и другие организации, специализирующиеся на поддержке инновационного предпринимательства. Создание таких структур в ВУЗах позволяет формировать инновационные цепочки от автора инновационной идеи до выведения ее на рынок, что в свою очередь является одним из условий повышения эффективности научно-инновационной деятельности.  Присутствие ЦКИ в высших учебных заведениях позволяет им получать дополнительную поддержку,  как структурным подразделениям системы образования.
ВУЗы могут предложить еще несколько форм участия в научно-инновационной деятельности, востребованных на сегодняшний день. Среди которых: экспертные советы (в том числе с привлечением экспертов из других высших учебных заведений и регионов) и специализированные некоммерческие ор­ганизации, обеспечивающие поддержку и обслуживание инновационной деятельности.
Должно произойти становление ВУЗов, как центров инновационного бизнеса.[[xxix]] Такая перспектива является одним из эффективных путей реализации инновационного потенциала Университета.
Участие же студентов в научно-инновационной деятельности ВУЗа, как в чисто научном направлении, так и в коммерческих целях, требует специализированной теоретической и практической подготовки. 
Ведущие российские ВУЗы в основе своей концепции имеют принцип междисциплинарности и, соответственно, широкий кругозор зачастую не подкрепляется требуемым уровнем теоретических знаний в конкретной специализации и необходимыми практическими навыками.
Эксперты видят несколько путей решения проблемы, которые, по существу, должны быть применены в образовательном процессе высшего учебного заведения.
Во-первых, не отменяя комплексного подхода к формированию обязательных курсов обучения фундаментальным знаниям и практическим навыкам, в т. ч., на стыке специальностей в рамках междисциплинарных образовательных программ, необходимо формировать направления либерального образования, в которых учебный процесс основывается на активности студентов, конкуренции разных точек зрения и переходе отношений преподавателя со студентом от наставничества к сотрудничеству.
Работа по исследованию методических проблем либерального образования ведется в Санкт-Петербургском государственном университете. Для полномасштабного внедрения данного формата обучения, необходимо существенное расширение таких исследований, поддержка со стороны российских высших учебных заведений и государства.[[xxx]]
Во-вторых, создания новых форм обучения недостаточно для повышения доступности образования, без чего в современных условиях формирование инновационного потенциала практически не возможно.[[xxxi]]
Говоря о важности перехода на кредитную систему оценки трудоемкости учебных курсов, следует отметить особенности организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц, к которым относиться:
- асинхронная схема организации учебного процесса, обеспечивающая студентам свободу в выборе последовательности изучения отдельных учебных дисциплин образовательной программы по избранному им направлению подготовки или специальности;
- личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана;
- предоставление возможности хорошо успевающим студентам освоить образовательную программу за меньший, по сравнению с установленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по избранному направлению или специальности, срок;
свобода в выборе студентами части учебных дисциплин;
- возможность выбора преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлениям учебных дисциплин;
- вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов), консультирующих студентов по содержанию образовательной программы, помогающих им составлять свои семестровые индивидуальные учебные планы и контролирующих учебный процесс, текущую внутри семестровую и итоговую по семестровую успеваемость студентов.
Министерство образования и науки РФ, поддерживает построение системы образования на данных принципах и отмечает важность перехода к непрерывной системе образования, говоря о полном соответствии интересам граждан.[[xxxii]]
Существенных успехов в этом направлении пока достичь не удается, хотя речь идет даже не об инновационной деятельности, а о грамотном использовании уже созданных и работающих за рубежом механизмов в условиях отечественного рынка образовательных услуг в системе высшего образования России. 
В-третьих, существенным фактором совершенствования образовательного процесса является построение образовательных программ на основе запросов обучаемых. Суть которого, состоит не столько в понимании запросов обучаемых и плановом построении на их основе образовательных программ, сколько в оперативном и гибком реагировании на их изменение в процессе обучения. Что может наиболее часто происходить на 3-4 курсе, когда к большинству студентов приходит понимание чему и зачем они обучаются, а так же, что им действительно нужно.[[xxxiii]] 
Именно с этой целью ключом к эффективной реализации инновационного потенциала ВУЗа является социологическое сопровождение инновационной программы университета.[[xxxiv]] Причем в тесной взаимосвязи с маркетинговыми исследованиями рынка образовательных услуг.
Наличие маркетинговой информации о рынке образовательных услуг нельзя считать достаточным. В год публикуется не более 10 статей, посвященных маркетинговым исследованиям в образовании. Большая часть статей носит теоретический характер. В то же время заметно усиление внимания исследователей к маркетингу услуг.[[xxxv]]
Мотивация инноваций представляет собой совокупность потребностей и мотивов, побуждающих производителя и менеджера к активной деятельности в направлении создания и продажи инновации или, наоборот, путем ее покупки и использования в хозяйственном процессе. Мотивацию инноваций можно рассматривать в двух аспектах:
1. мотивация создания и продажи инноваций;
Создание конкурентного преимущества связано с пониманием сущности конкуренции в инновационной сфере, которая требует признания, что:
- конкуренция — главный фактор восприимчивости предприятия к техническим новинкам;
- конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей;
- конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства;
Среди внутренних факторов конкурентоспособности инновационного ВУЗа ведущая роль принадлежит технологическому фактору, а важнейшим источником создания и удержания конкурентного преимущества является постоянное обновление и инновационное развитие всего учебно-научно-инновационного комплекса ВУЗа. Максимальное наращивание конкурентных преимуществ возможно, если ВУЗ:
- обладает новой совершенной технологией,
- испытывает значительный интерес со стороны потребителей,
- располагает оптимальными каналами продвижения услуг,
- имеет значительный и постоянный спрос,
- на его рынке отсутствует интенсивная конкуренция или ВУЗ умеет сильные конкурентные преимущества и т.д.
Поиски механизмов перевода инновационного потенциала вуза в преимущества реального сектора экономике требует специального исследования.
Актуальным вопросом является готовность ВУЗов к усилению маркетинга образовательных услуг и к внедрению в работу маркетинга инноваций, с целью формированию инновационного потенциала ВУЗа.  
Концепция маркетинга инноваций является основой исследования рынка и поисков конкурентной стратегии предприятия. Комплекс инновационного маркетинга включает разработку инновационной стратегии, анализ рынка и оперативный маркетинг. Наиболее важными видами инновационного маркетинга являются стратегическая и оперативная составляющие.
Основная цель стратегического инновационного маркетинга заключается в разработке стратегии проникновения новшеств ВУЗа на рынок и моделирование процесса адаптации новшеств к реалиям рынка образовательных услуг России, а так же реального сектора экономики.
ВУЗ планирует вести маркетинговую консалтинговую или иную научно-производственную деятельность. Поэтому в основу стратегических маркетинговых исследований закладывается анализ конъюнктуры рынка с последующей разработкой сегментов рынка, организацией, формированием и прогнозированием спроса, моделированием поведения покупателя.
По существу ключевыми задачами маркетинга инноваций являются мотивация инноваций и создание конкурентного преимущества вуза среди не только отечественных вузов, но и вузов мира.
                                         
                                                     Примечания


[i] Управление высшим учебным заведением: Учебник/ Под. Ред. Д-ра экон. Наук, проф. С.Д. Резника и д-ра физ-мат. Наук В.М. Филиппова.  2-е изд. перераб. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 277-295.
[ii] Палкин Е.А.Индикаторы инноваций. / Издательство "Аккредитация в образовании", 2009 г.
[iii] Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики. Материалы конференции.  М.: 2008г.
[iv] Современная модель образования: пути реализации.  http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=16760
[v] Экономический потенциал России: его развитие и эффективное использование: Сборник научных статей / Общ. ред. д.э.н. А.Н. Фоломьев. М.: Изд-во РАГС, 2009г. www.rags.ru/files/st06.doc
[vi] Волынкина М. В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории / М. В. Волынкина ; ИГУМО.  М. : Аспект Пресс, 2007. 192 г.
[vii] Обсуждение закона 217-ФЗ о малых предприятиях при ВУЗах и НИИ. ТПП РФ.                                                   ИА «Альянс Медиа»  http://www.rsci.ru/innovations/small_innovative_enterprises/62181.php
[viii] Россия в цифрах 2007: Статистический сборник / Росстат. М., 2008. С. 293.
[ix] Емельянов С.Г. Экономический механизм стратегического управления развитием вуза: монография. М., 2007. С.186-189; Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО. Университетское управление. 2004. № 1(29). С. 61-68; Майер Г.В., Бабанский М.Д. Инновации и миссия университетов // Университетское управление: практика и анализ, 2006. №6 (46). С. 11-16; Инновационный университет: интеграция академических ценностей и предпринимательской культуры // Международный симпозиум «Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы». М., 2003. С. 5-16; Майер Г.В. О критериях исследовательского университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. №3 (26) С. 6-9; Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный / Под ред. проф. И.П.Николаевой. М., 2005. С. 134.
[x] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ / Проект МЭРТ РФ, 2007г.
[xi] Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007г.
[xii] Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития / С. Дьяконов [и др.] // Высш. образование в России.2006.№ 11. С. 3-15
[xiii] Гуриев С.М. Анализ ситуации в российском высшем образовании. The New Times, №22[68]  от 2 июня 2008 г.
[xiv] Российский статистический ежегодник, 2008: Статистический сборник / Росстат. М., 2008. С. 607-619. Количественный показатель по молодым ученым-аспирантам давно не является достоверным, поскольку существует проблема, связанная с обязательным призывом на военную службу. И это притом, что привлечение молодых мозгов жизненно важно для формирования инновационного потенциала системы образования России в целом и каждого конкретного ВУЗа в частности.
[xv] Независимая Газета. Студенты – двигатель науки. 22.10.2008г. –
[xvi] Филлипов В.М. Инновации №1 за 2003. Образование и Инновации. Инновационная деятельность в сфере образования и науки - приоритетное направление политики Министерства Образования Российской Федерации. - http://www.inti.kz/develop/document/f87.htm
[xvii] Путин В. В. Выступление президента российской федерации на съезде ректоров России, 6 декабря 2002 г. // бюллетень ассоциации российских вузов. 2002 г.
[xviii] Российский Фонд Технологического Развития. ВУЗы как лидеры инноваций. 2008г.  http://www.rftr.ru/show.php?id=502&code=AR
[xix] Бауманка – лидер инноваций: [о процессе реализации образоват. программы «Научное и кадровое обеспечение инновационного развития технических систем, объектов и технологий, отвечающих требованиям мирового уровня к качеству, надёжности и безопасности» в МГТУ им. Н.Э. Баумана] // Высш. школа XXI века : альманах.– 2008.– № 9. С.6-7.
[xx] Международный научно-образовательный Форсайт-центр ГУ-ВШЭ - http://foresight.hse.ru/;
[xxi] Научно-образовательный центр по нанотехнологиям МГУ им. Ломоносова - http://nano.msu.ru/;
   Международный учебно-научный лазерный центр МГУ им. Ломоносова - http://www.ilc.edu.ru/.
[xxii] Управление научных исследований СПбГУ - http://csr.spbu.ru/;
   Научно-образовательный центр СПбГУ (специализация – электрофизика) - http://noc.pmf.ru/;
   О междисциплинарных программах СпбГУ. -  http://www.spbu.ru/Education/mez.html;
[xxiii] Университет им. А.И. Герцена - http://www.herzen.spb.ru/.
[xxiv] Аналитический доклад по высшему образованию в РФ.// Под ред. М.В. Ларионовой, Т.А. Мешковой, Москва, ИД ГУ ВШЭ 2007; Львов Д.С. Экономика развития. М., 2002. С. 41
[xxv] Рогожин С.А., Материально-техническое обеспечение учебного процесса — необходимое условие качества образования. Журнал «Университетское управление: практика и анализ» .М. 2004. №4
[xxvi] Высшая школа в 2007 г.: ежегодный доклад о развитии высшего профессионального образования. М.: 2008. С. 221-224
[xxvii] Россия в цифрах 2008. М., 2008г.
[xxviii] Образование в ВУЗах Москвы, России. Итоговый отчет. Агенство «РейтОР». Москва. 2006,2007,2008.
[xxix] Колесников А.Н. Вузы, как центры инновационного бизнеса // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. М.: 2010 г.
[xxx] О междисциплинарных программах СпбГУ.  http://www.spbu.ru/Education/mez.html.
[xxxi]Такой опыт имеет Российский университет дружбы народов, на базе которого последние несколько лет ежегодно проводится совещание "Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования". РУДН является головным вузом по внедрению практики зачетных единиц в систему высшего образования, так же Московский государственный институт международных отношений, Государственный университет – Высшая Школа Экономики, Московский государственный университет им. Ломоносова, Челябинский государственный университет, Уральский государственный университет, Российский государственный профессионально-педогогический университет, позже к ним начали присоединяться и др. ВУЗы, например,  Магнитогорский государственный университет.
[xxxii] Фурсенко А.А. Интервью сайту «Газета.RU».
[xxxiii] Назаров О. В. Повышение эффективности обучения с помощью проведения занятия на основе запроса обучаемых. М.: 2008. № 4. С. 104-111
[xxxiv] Зарубин В.Г. Социологическое сопровождение инновационной программы / В.Г. Зарубин // Вестн. Герценовского ун-та. 2007. № 10. С. 6-8.;
[xxxv] Шевченко Д.А. Ситуация на рынке маркетинговых исследований  образовательных услуг // www.marketologi.ru – 20.09.2002; 

Авторы:
Шевченко Д. А., д.э.н., проф. , зав. каф. маркетинга и рекламы.
Каплан Д.А , аспирант каф. маркетинга и рекламы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий