СУДЬБА РЫНКА В РОССИИ. История и теория.
д.э.н., проф. зав.каф. маркетинга и рекламы Д.А. Шевченко
Ключевые слова. Рыночная экономика. Административно-командная экономика. Государственное регулирование экономки. Монополия. Конкуренция. Экономические системы социализма и капитализма. Нормы поведения в рыночной экономике и командной экономике. Будущее рынка в России.
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы истории становления и развития рынка в постсоветсткий период. В статье анализируются основные исторические этапы перехода от командной экономике к рыночной. На основе экономического и социологического анализа исследуется природа ментальности российского общества в отношении к рыночным отношениям. В статье рассматриваются некоторые теоретические модели развития рынка в современный период и на ближайшее будущее.
Любое общество на протяжении всей своей истории постоянно решает один и тот же вопрос: «Что, сколько и как производить, что, сколько и как потреблять и как организовать обмен товаров и услуг продавцов на деньги покупателей?».
Мы живем в уникальной стране. Не только потому, что у нас есть четыре времени года в один календарный год и самая большая территория.
Господь наградил нас самым большим количеством полезных ископаемых, лесом, чистой воды и многим другим! Мы, как и все, задаем себе вопрос: «Как распорядится всем этим хозяйством?», «Какая форма организации хозяйственной жизни более всего эффективна?»
На этот вопрос мы ищем ответ и сегодня!
90 лет назад в нашей стране зародилась, а затем победила точка зрения о том, что деньги, власть, разделение людей на бедных и богатых не соответствует моральному закону, согласно которому все люди рождаются равными и возможность быть счастливым у каждого, такая же, как и у другого человека. Почему же тогда несколько сотен людей живут припеваючи, а подавляющее большинство живет в нищете и бесправии что-либо изменить к лучшему в своей жизни?
Ответ нашли большевики, а затем развили коммунисты – во всем виноваты деньги и власть бюрократии. Надо уничтожить деньги и установить власть большинства над меньшинством, а затем совсем отказаться от власти и заменить ее волей совета трудового коллектива.
Рыночные отношения основываются на эгоизме, погоней за прибылью и богатством, порождают конкуренцию, зависть и вражду между людьми.
Рынок – это порождение капитализма. Капитализм – это несправедливый, наемный труд, где одни управляют и распределяют, а другие трудятся и получают то, что им дадут. Надо построить справедливое общество, где не будет ни конкуренции, ни бедных, ни богатых. На такой философии была установлена в 1918 г . советская власть!
Складывалась, невиданная до сих пор в мире, новая форма хозяйства. Новая экономика основу, которой составляла общественная собственность и административно-командное распределение производимых благ. От каждого по способностям – каждому по потребностям. Рынок и все отношения, основанные на стоимостном обмене товаров и услуг, заменялись «справедливым» распределением. Залогом совести и чести этой уникальной работы был ЦК КПСС, на местах парткомы.
Советская Россия выиграла интервенцию 20-х годов, победила в отечественной войне 1941-45 гг. Советские люди искренне считали, что капиталистические агрессоры мешают и не дают спокойно выстроить новый хозяйственный порядок, без отношений купли и продажи, без денежного обмена.
Долгие годы огромная страна СССР была сверхдержавой, страна занимала второе место по выпуску продукции на душу населения после США.
СССР обеспечивала самих себя, импорт и экспорт практически отсутствовал. Исключение составляло продажа нефти, газа, металла, леса и др. природных ресурсов за границу.
В СССР не было бирж, банков, страховых компаний, частных предприятий, борьба с тунеядцами и спекулянтами велась постоянно. Страна имела свою тяжелую и легкую промышленность, свои магазины, свой ассортимент товаров, отличный от западных и американских аналогов. Производились свои, российские часы, трактора, косметика, автомашины. Была своя советская медицина и образование, свой балет и живопись. Даже наука была своя. Самая уникальная из всех наук имела название научный коммунизм! Мы воспринимали и понимали жизнь по-разному, чем люди на западе.
Действительно, продукция у нас была своя!
Правда, эта продукция, как и все остальное не могло конкурировать с мировыми аналогами. Производство и распределение осуществлялось административным образом, по команде Госплана и Госснаба с согласия ЦК КПСС.
В условиях рыночной экономики товары и услуги продавца обретают свою ценность только в том случае, если их желают купить.
Рынок – это естественная ситуация, при которой один предлагает другому одну ценность в обмен на другую, посредством акта купли и продажи.
Деньги при капитализме являются высшей экономической ценностью и выступают в качестве всеобщего эквивалента.
Попытки в экономике изобрести иной эквивалент, чем деньги, представляет собой жуткий эксперимент, который длился в нашей стране на протяжении 80 лет.
Принято считать, что рынок отстаивает частные интересы, которые имеют своей целью получение максимальной прибыли.
Государство отстаивает общественные интересы и имеет своей целью укрепление взаимоотношений между членами общества в культурной, духовной, социальной и, конечно же, экономической.
Функции у государства шире, чем только экономические. Исторически за государством закрепилось такое свойство как монополия на все, что принадлежит ему.
За рынком - другое, противоположное свойство – конкуренция – когда товары и услуги принадлежат многим продавцам.
Формула экономической жизни здесь такова: чем больше государства, тем меньше рынка. А значит меньше свободного выбора товаров и услуг.
Экономика охватывает отношения, связанные с производством, потреблением и распределением товаров и услуг для своих граждан.[1]
Государство издает законы обязательные для всех, собирает налоги для обеспечения здравоохранения, образования, спорта, выплат пенсий и пособий.
Государство выпускает деньги через свой ЦБ, формирует и расходует бюджет, обеспечивает и следит за выполнением функций судей, милиции, армии, своих служащих, выплачивая им зарплату из бюджета.
Как участник (субьект) экономических отношений государство осуществляет экономическую власть, обязательную для всех и распоряжается своим государственным имуществом (собственностью). В этом отношении государство такой же участник хозяйства, как и любое предприятие, фирма, компания, индивидуальный предприниматель.
Почему мы так долго обсуждаем не простую судьбу рынка в России?
Пока мы строили коммунизм, мы отстали от Западных экономик по производству качественных товаров и услуг катастрофически, а потребление, которое мы демонстрировали, было не выносимым дефицитом всего от продуктов питания до одежды и обуви включительно.
Нам не занимать оптимизма, но его всегда не хватает государству.
Эпоха Л.И. Брежнева, который руководил страной во главе КПСС 18 лет, получила название - эпохи застоя.
В 1985г. М.С. Горбачев последний генеральный секретарь ЦК КПСС и первый президент СССР провозгласил новый курс.
Эпоха М.С. Горбачева с 1985 -1989 гг. получила название – перестройки. Перестроить предполагалось все общество на новых принципах самоуправления и демократизации. Это время сомнения в коммунистической идеи и практике.
Во внешней мире изменения носили более радикальный характер, чем в СССР.
Падение берлинской стены. Объединение ГДР и ФРГ. Реформа в Польше, в форме шоковой терапии. Кризис в Румынии, который привел к виселице Н. Чаушеску.
Это время М.С. Горбачева и поиска выхода из социализма с его командной плановой экономикой.
Переход к рынку должен был носить постепенный и планомерный характер. С этим были не согласны коммунисты, и дело приобрело характер путча. Горбачев вынужден был уйти в оставку, и впоследствии становится Нобелевским лауреатом. Результат - раздел СССР. Становится понятно, что, не принимая решительных мер по переходу к рынку, страна никогда не выйдет из исторического тупика.
Б.Н. Ельцин в июне 1991г. становится первым президентом России, а в декабре подписывает, а 29 января 1992 г . входит в силу указ о либерализации цен, известный как Указ «О свободе торговли». Это был первый решительный шаг к рыночной экономике.
Сразу свободными стали 80% оптовых и 90% розничных цен. В этом же 1992 г .руководство допускает серьезную ошибку. Одновременно повышает цены на нефть, газ, электроэнергию в 5 раз, на уголь в 5,5 раз. Это вызвало колоссальный рост цен в 1992 г . В результате цены выросли в 26 раз, а могли в 8-10 раз. В результате с полок магазинов исчезло буквально все. Деньги из республик в Россию потекли рекой. Денежная масса выросла в 4,4 раза.
Сложилась новая экономическая ситуация – можно было свободно торговать излишками личного подсобного хозяйства. Бабушки с пирожками и сигаретами хлынули на улицу с предложением купить у них эти товары. Никто не мог никого привлечен к ответственности за спекуляцию!!!
Можно было выгодно купить в одном месте, а продать по более высокой цене в другом. Это был такой же психологический шок, как и рост цен.
Цена могла быть установлена не правительственным указанием или чиновничьем распоряжением, а по договору, устно, посредством обсуждения взаимовыгодных условий для каждой из сторон.
Потребительский рынок стал мгновенно насыщаться. Он стал расти! Очень скоро можно было купить много продуктов на рынках и маленьких палатках. Качество этих продуктов практически никто не проверял. Это позже появился контроль за качеством продуктов. Но сначала должны были появиться продукты. А потом контроль.
Впервые с 1928 года мы стали забывать, что такое дефицит. И спекуляция.
Закон о свободе торговли имел колоссальный политический и социальный эффект.
Если освобождались цены, то должны были стать свободными и доходы. Е.Т. Гайдар, который возглавлял правительство России в 1991 г . Издал Указ «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление».
Теперь организации и предприятия могли сами устанавливать размеры денежных средств на потребление. Государство оставляло за собой право регулировать месячный размер оплаты труда (МРОТ), ниже которого предприятие не может понижать заработную плату.
Механизмом регулирования был выбран рыночный инструмент – Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
Огромное значение в ограничении монополии на производство товаров сыграл Закон 1991 г . «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Рыночная экономика, чтобы быть эффективной должна быть открытой. Идея свободной торговли должна была воплотиться в практику внешней торговли. Каков здесь рыночный инструмент государства – тарифы, импортные пошлины, квоты, лицензии и. т.п.
Представить трудно как сотни министерств, ведомств, других учреждений стали реформироваться, а, по сути - исчезать.
Все эти органы были центрами административного регулирования экономике. На их месте надо было создавать новый рыночный механизм хозяйствования. Госпланы СССР и РСФСР слились в Министерство экономики РФ. Был образован Минфин РФ.
Росло количество новых коммерческих предприятий. Ежемесячно регистрировалось 30 тысяч юридических лиц.
Второй решительный шаг к рыночной экономике – это запуск процесса приватизации или разгосударствления. Постепенное вытеснение государства из экономики и замена его рыночными субъектами хозяйствования. В 1992 г . Президент подписал Указ № 66 «О приватизации».[2]
В чем суть приватизации и почему до сих пор ведутся споры о ее справедливости? Именно приватизация 1992 г . сделала часть людей богатыми, а часть осталась такой же бедной, но теперь уже не защищенной государством?
По плану 200 тыс. предприятий должны были быть приватизированы. Подали заявки на 128. Суть состояла в бесплатной раздаче ваучеров на всю стоимость предприятий. Ваучеры раздавались всем по спискам ФИО. Было выдано 144 миллиона ваучеров. Номинальная стоимость 10 тыс. рублей. Реальная стоимость устанавливалась на чековых аукционах. В плане было построить в стране «народный капитализм».[3] Собственниками крупных предприятий становятся ОАО.
Народный капитализм (40 миллионов акционеров) пал жертвой трудовых коллективов и директорского корпуса.
В рыночной экономике предприятия оцениваются не по затратам, а по цене, которую готов заплатить за него покупатель. Тогда предложения было намного больше спроса. Главная цель приватизации создать эффективных собственников.
Но оставалось еще много крупных предприятий, принадлежащих государству. Как их перевести в условия рынка?
Идею подал В.О. Потанин в марте 1995г. Она состояла в том, что ряд российских банков представляет Правительству РФ кредит под залог принадлежащих ему акций ряда предприятий. По истечению времени Правительство организует конкурс по продаже акций, либо возвращает кредит из вырученных денег, либо акции переходят в собственность кредиторов.[4]
В результате этих шагов за 5 лет к 2000г. доля частного сектора экономики составила 3\4 ВВП.
Но можно ли так плавно перейти от государственной повсеместно собственности к частной? Этот переход и его результат является главным условием формирования рыночной экономики.
1993г. Правительство РФ В.С. Черномырдина, после ухода Е.Гайдара и Б. Федорова в результате победы В. Жириновского, 11 октября 1994г. допустило падение курса рубля на 30% пунктов. Это день стал «черным вторником».
Идея создать рынок государственных ценных бумаг, как в других странах, имеет целью создание стабильного инструмента денежной политики. Но кончилось тем, что скачок цен дошел почти до 90% .
В результате экономика выстояла, но люди потеряли свои вклады и надежды на государство и его порядочность.
Макроситуация в экономике стабилизировалась, но реальные доходы, которыми располагало население, упали. Эта ситуация приводила к обеднению населения. Произошел крах раздутой банковской системы. Финансовые рынки достигли минимума.
«Концепция социального рыночного хозяйства формировалась в атмосфере всеобщего хаоса в стране, где старый тоталитарный режим – «централизованно-управляемое хозяйство» - рухнул, а «меновой хозяйство» уже успело породить анархию и «черный рынок».[5]
Виртуальная экономика к 2001 году закончила свое существование.
Итоги:
Рыночная экономика в России есть и это признали на Западе все эксперты. Что такое рыночная экономика?
Рыночная экономика - это когда:
1. Личный выбор имеет приоритет над коллективным.
2. Товары и услуги распределяются рынком, а неполитической волей.
3.Каждый может свободно выйти на рынок и конкурировать на нем.
4.Граждане и их собственность защищены от агрессии со стороны других.
Государство для этого должно сделать главное. А именно:
1. Обеспечить функционирование денежной и судебной систем для работы рынка.
2. 2.Обеспечить обязательное для всех выполнение контрактов.
3. Защитить граждан и их собственность от грабителей и мошенников.
4. Продажа товаров должна осуществляться по свободным рыночным ценам.
5. Предприятия имеют возможность свободно выходить и уходить с рынка.
6. Среди предприятий не должно быть фаворитов. Фаворит определяется только рынком.[6]
Ниже в таблицах приводится сравнение планово-административной системы управления экономикой и рыночной.
Сопоставление двух экономических систем.[7]
Экономические функции и институты | План | Рынок |
Предприятие | Производственная единица. Все решения, риски и ответственность, контролируются сверху и централизованы | Рыночная компания. Полная собственная ответственность за все решения и риски |
Организация хозяйства | Вертикаль экономической власти. Иерархическая структура административного подчинения | Сетевая структура договорных отношения, свободная конкуренция, свободные вход на рынок, борьба с монополизмом |
Распределение ресурсов | Через план в натуре: плановые задания, фонды, прикрепление потребителей к поставщикам | Свободная купля-продажа |
Цены | Государственные твердые. Двухуровневая система цен | Свободные цены |
Внешние связи | Государственная монополия внешней торговли: сделки только через определенные государственные внешнеторговые организации | Открытая экономика, свобода внешнеторговых сделок, орегулирование через импортные и экспортные тарифы, количественные ограничения. |
Валюта | Твердый официальный курс. Специальные курсы для отдельных операций | Свободный курс. Регулирование через валютные резервы и нормативы. Внутренняя конвертируемость рубля. |
Кредит | Один банк, выполняющий расчетно-платежные функции и распределяющий деньги по плановым лимитам кредитования | Кредитный рынок. Множество коммерческих банков, рыночные ставки, двухуровневая банковская система, ограничение денежной массы центробанком |
Собственность | Государственная | Частная, а также государственная и муниципальная |
Инвестиции | Государственные плановые | Частные, фондовые рынки |
Трудовые отношения | Принудительный труд и материальное стимиулирование. Государственная система оплаты труда (нормы, ставки, тарифные сетки). Патернализм: высокие формальные гарантии занятости, оплаты труда, социальной защиты | Рынок рабочей силы, дополняемый сетью социальной защиты по нуждаемости |
Жилищно-коммунальное хозяйство | Государственное. Субсидированные цены на жилье и коммунальные услуги | Рынок жилья. Жилье частное или арендуемое. Цены рыночные |
Пенсионная система | Распределительная (солидарность поколений) | Накопительная |
К числу категорий, по которым оценивались страны, относятся, в частности, уровень свободы торговли, свобода от давления правительства, финансовая свобода, права собственности и свобода от коррупции.
Десять категорий экономической свободы в России[8]
Категория | Баллы | Изменение по отношению к прошлому году | Средний уровень в мире |
Свобода бизнеса | 54,0 | + | 64,3 |
Свобода торговли | 60,8 | + | 73,2 |
Фискальная свобода | 78,9 | - | 74,9 |
Участие правительства | 70,6 | + | 65,0 |
Монетарная свобода | 65,5 | + | 74,0 |
Свобода инвестиций | 30,0 | Осталось без изменений | 48,8 |
Финансовая свобода | 40,0 | Осталось без изменений | 49,1 |
Права собственности | 25,0 | - | 44,0 |
Свобода от коррупции | 23,0 | - | 40,3 |
Свобода труда | 60,0 | - | 61,3 |
Уже в 90-е годы появились работы, в которых предпринималась попытка найти теоретические основания для перехода России к новой форме рыночного хозяйствования.[9]
Совершенная конкуренция как идеал рыночного хозяйствования предполагает долгий путь для России. В реальном виде ни одна страна не имеет совершенной конкуренции.
К критериям совершенной конкуренции относятся:
1. Наличие большого, бесконечного числа участников сделки (продавцов и покупателей), доля каждого из них должна быть умерена в совокупном объеме сделок;
2. Обмен осуществляется однородными и стандартными товарами;
3. Покупатели обладают полной информацией о товарах, которыми они интересуются;
4. Вход и выход с рынка свободен, а у его участников отсутствуют стимулы для слияний.
В идеале продавцы и покупатели в условиях чистой конкуренции должны:
- быть свободными в выборе целей и средств для их достижения
- выстраивать свое поведение на принципе разумного эгоизма
- должны испытывать чувство эмпатии (уметь поставить себя на место другого человека) в отношении к друг другу и другим участникам сделок
- участники сделки на рынке должны доверять друг другу в отношении выполнения своих обязательств и обещаний.
Поведение людей строится на двух древних привычках. 1. Инстинкт соперничества – желание опередить других, выделиться на общем фоне и 2. инстинкт мастерства – это предрасположение к добросовестному и эффективному труду.
Инстинкт соперничества лежит в основе собственности и конкуренции на рынке. Этот же инстинкт лежит в основе стремления людей к «демонстративному потреблению». Когда индивид ориентируется не на максимизации собственной полезности, а на максимизации своего престижа в глазах других. Выбирая часы или машину, человек ориентируется не на технические характеристики вещей, а на престижность, их репутацию в том обществе, в котором он живет. Это прекрасно понимали идеологи коммунизма и исключительно ставили на инстинкт человека в добросовестном и эффективном труде, и при этом, игнорируя другой - инстинкт соперничества и стремления к престижу. [10]
Взаимодействия между субъектами рынка осуществляется на основе сделок, договоров, соглашений. Экономика соглашений сформировалась в отдельное направление только в середине 80-х г. во Франции из представителей неоклассики, социологии, постмарксистской теории регуляции и философии. В центре ее анализа – соглашения как наиболее общие рамки взаимодействия между участниками.
Интерес представляет то, как индивид может действовать в рамках всех соглашений. Индивид может играть роль рационального покупателя (рыночное соглашение), квалифицированного специалиста (индустриальное), гражданина (быть избирателем), примерного семьянина, творческой личности, человека, заботящегося о безопасности, об экологии и, наконец, человека, имеющего свое собственное мнение.
Социолог Альфред Щюц рассматривает рациональность в контексте повседневного поведения людей на рынке. Рациональное взаимодействие возможно лишь в рамках социально однородных групп, образованных индивидов, близкими по своим характеристикам.
В повседневной жизни, в том числе в ходе рыночных сделок, однородность участников достигается редко, и они вынуждены искать иные способы согласования своих действий. Пример 1998 г . девальвация рубля. Руководители были уверены, что размер запасов, накопленных в оптовой и розничной торговле не приведет к панике населения, продавцов и покупателей. Но в памяти 1993г. обвал рубля и повышение цен. И на рынке воцарилась паника.
Т.о. в повседневной жизни лежит не рациональное, а обоснованное действие. Оно предполагает, что индивиды могут понять намерения друг друга с помощью обращения к житейскому опыту.
Именно житейский опыт и здравый смысл, а не модель рационального выбора чаще всего позволяют индивидам построить достоверные предположения о действиях окружающих.[11]
Нормы структурируют взаимоотношения индивидов, обеспечивая координацию их действий. Нормы гарант предсказуемости.
Рыночная система стабильна и способна к воспроизводству лишь в той мере, в какой индивиды используют в своем повседневном экономическом поведении те нормы, на которых она основывается. Вот и природа не заключения сделки в силу отсутствия понимания одной из сторон отката. Если да, то сделка будет заключена.
Т.о. норма становится главным связующим звеном между микро- и макро-уровнями. Переход от сделок между индивидами, преследующими свои частные интересы, к макроэкономическим процессам осуществляется через нормы рыночного поведения.[12]
Какие же нормы лежат в основе командной экономике?
Командная экономика характеризуется внутренней стабильностью и способностью к самовоспроизводству, несмотря на наличие хронического дефицита. Если экономические агенты приспособились к условиям дефицита, то они тоже может рассматриваться как норма.
Это обстоятельство позволяет говорить о нормальном дефиците.[13] О нормальной длине очереди, нормальных напряженности планов, нехватки ресурсов и материалов. Система способна стабилизироваться даже в неравновесном состоянии, если последнее нормально.
Идеал командной экономики 70-80 - х гг.: квартира – машина – дача. Главным ресурсом для достижения этого уровня потребления был доступ к редким (дефицитным ресурсам, а не производительный труд,.
Это могли себе позволить: работники торговли, выезжающие за рубеж, работники бюрократического аппарата, работники авиационного и железнодорожного транспорта.
Действие экономических агентов в командной экономике не рациональны как в рыночной, а ценностно-рациональны. Так как КПСС, партийный аппарат служил преобразователем, переводя идеологические установки в конкретные административные и хозяйственные задачи.
Доверие к государству становилось нормой, без нее не возможно было совершить ни какого экономического действа. Государство гарантировало успех сделки (снабжение, выполнение плана). На микроуровне доверие было нормой среди хорошо знающих друг друга лиц. Эта норма актуальна и по сей день.
Взаимодействие осуществлялось не просто с врачом, парикмахером, а со знакомым врачом и парикмахером. Также и на предприятиях устанавливались доверительные отношения партнерства на личностном уровне.
Еще одна норма командной экономики: «ты - мне, я- тебе» или соглашение о взаимном оказании услуг. «Потребитель и поставщик время от времени менялись ролями: я тебя сегодня выручу сталью, завтра ты мне поможешь с болтами». Это бартер, но бартер на доверии к определенному лицу сделки.
В общественном сознании и психологии общества периода застоя царило двоемыслие: публично «за», а реально «нет». Мы-сознание предполагает осознание себя как одного из многих. Не обладая ценностным центром, оно функционирует в ценностных границах «своего» («нашего») и «чужого».
Поведенческий стереотип человека, с таким сознанием - следование по вектору покоя: устранения факторов риска, тревоги, озабоченности, движение к конформизму, сопровождающееся мистической мотивацией.
У ролевой личности нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Мера дружбы, преданности в отношении к другому человеку определяется степенью полезности в деле.
Я-сознание было врагом советской власти и командной экономики.[14]
В отличии от норм командной экономики, которые стабилизировали неравновесное состояние системы, рыночные нормы стабилизируют равновесие на рынке.
Первая норма в рыночной конституции – сложный утилитаризм. Ориентация индивида на максимизацию своей полезности и осознание им связи между получаемой полезностью и своей продуктивной деятельностью. Нарушение этого равновесия приводит к поиску ренты, на поиск непродуктивной максимизацию прибыли. Это простой утилитаризм.[15]
В условиях неполноты информации и ограниченности когнитивных способностей по ее обработке (т.е. неполной рациональности), целерациональное поведение превращается в манипулирование индивидом, обладающим большей информацией, своим контрагентом.
Таким образом, индивид стремится превратить окружающих в средства для достижения своей цели – максимизации полезности.
Примером использования ассиметричности информации одними агентами в ущерб другим являются рынок поддержанных автомобилей и страхование, связанное с ситуацией морального риска».[16]
Норма рынка – доверие. В странах с развитой рыночной экономикой задавали такой вопрос: «Исходя из Вашего личного опыта, считаете ли Вы, что окружающим людям можно доверять?» В Дании – «да» - 94%, ФРГ – 90%, Великобритании – 88%, Франции – 84%, севере Италии -72%, юге -65% (сильна мафия).
Эмпатия также одна из основополагающих норм рыночного взаимодействия участников рынка. Индивид действует на основе эмпатии, когда он ставит себя на место контрагента и пытается понять его ощущения, интересы и намерения. В этом случае важен не факт личного знакомства, а факт зависимости индивида в достижении его собственных целей от позиции контрагента.
Стратегия маркетинга товара или услуги производителя или продавца направлена на определение отношения к его продукции потенциального покупателя, попытаться увидеть свой продукт глазами покупателя.
Важнейшей нормой рынка является свобода. Действия человека, говорил Спиноза, тем свободнее, чем лучше он понимает и предсказывает действия окружающих – последние условие успеха.[17]
Нормой рынка является также легализм и уважение прав собственности.
Готовность добровольно подчиняться законам государства в надежде, что сделки между контрагентами будут защищены государством.[18]
Данные в отношении укоренения в Российской практике такой нормы рыночного взаимодействия, как доверие в исследованиях проведенных в период 1990-1999 свидетельствуют о том, что деперсонифицированное доверие – с 25% (1990 г .) выросло до 30% (2000г.).
В остальном царит персонифицированное доверие - на уровне хорошего знания человека. Здесь лидирует семья 71%, затем - друзья – 45%, а среди первого, выходящего за локальные рамки -институт церковь – 24%.
Доверие к государству в 1990г. равно было 0%, а с 1998 равнялась 10%, но затем откатилось к 4% (1999).
Идеальный тип рынка в России 1996 г .составил 35%, критический уровень, на котором возможны рыночные сделки – 33%[19]
75 лет упорного строительства социализма и почти 20 лет попытка выстроить рыночную экономику. До сих пор мы намерены еще строить что-то типа социализма и капитализма поровну. Анализируем экономику Швеции, Китая.
Россия живет в новом 21 веке и определенно встала на путь развития общества на основе цивилизованной рыночной экономики.
Однако, дискуссию по поводу роли государства в регулировании экономической жизни страны продолжаются. Но если смысл продолжать дискуссию относительно роли государства в управлении хозяйственной жизни общества и роли рыночной формы экономики?
Государство там, где это необходимо, отстаивая интересы конкуренции, и ограничивая монополистические тенденции, создавая условия для развития малого и среднего бизнеса, может и должно использовать правовые механизмы и, там где это необходимо, административные методы регулирования хозяйственной жизни в современных условиях. Особенно в условиях глобального кризиса.
Учитывая лежащий в основе большинства неформальных норм в России принцип разделения людей на «своих» и чужих», можно предположить, что рынок в России будет формироваться не в классическом виде как на Западе и в США, а с учетом экономических и культурных традиций и норм, которые сложились в России.
Рынок и рыночные отношения в России приобретают черты корпоративного (сетевого) рынка, существовавшего в 30-40-е гг. во Франции, Испании, Португалии и распространенный сегодня в странах Юго-Восточной Азии.
В пользу сетевого рынка говорит огромное количество розничного бизнеса в России.
В рамках «сетей» неплатежи допустимы, сохраняется контроль над смежниками. Это же относится и к устойчивой тенденции формирования вертикальных экономических структур, росту корпораций. Здесь высокий уровень взаимного доверия, взаимное кредитование товарной форме, чем и являются неплатежи.
Если учесть высокий уровень трансакционных издержек и невозможность оперативного перераспределения правомочий, то можно утверждать, что лежащие в основе сетей социальные механизмы (личные контакты руководителей, репутация фирмы и ее руководителя, особая этика деловых отношений) позволяет успешно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, хотя и не являются оптимальными с точки зрения классического рынка. Это модель восточноевропейского капитализма.[20]
П.Сорокин замечал, что кризисы составляют необходимую часть мирового исторического процесса и нередко оказываются прелюдией нового и культурно продуктивного жизнеуклада. Кризис ментальности переживается не «суммарно», (обществом как целым), а каждым участником общественной жизни персонально. [21]
[1] Экономика – (в переводе с греческого означает правила ведения хозяйства) это способ организации деятельности общества и его хозяйства, направленный на создание различных благ необходимых для потребления. Конечная цель экономики – удовлетворение растущих потребностей каждого человека. Как это лучше сделать является предметом экономической науки.
[2] Приватизация – процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную.
[3] Именно тогда А.Чубайс предложил свободно продавать и покупать ваучеры и стал на всю оставшуюся жизнь знаменитым. Продажа ваучеров предусмотрена была на чековых аукционах - ЧИФах.
[4] Правительство от залоговых аукционов получило в 1995г. 1 млр. долл. за 12 предприятий. «Норильский никель» (владельцы Онексимбанк, Юкос), «Сибнефть» (столичный банк сбережений и «Менатеп»), «СИДАНКО» (51% ОНЭКСИМБАНК).
[6] Печальная новость в результате Россия в 2005 году была на 115 месте из 127 стран, переходящих к рыночной экономике. Согласно другому Индексу экономической свободы-2009 (Index of Economic Freedom), публикуемому совместно организацией Heritage Foundation и газетой The Wall Street Journal, Россия в этом году вошла в более высокую категорию по уровню экономической свободы, перейдя из разряда стран с "подавляемой экономикой" к странам, описываемым как "главным образом несвободные". Россия заняла 146-е место среди 179 стран, поднявшись на один пункт по сравнению прошлым годом.
[7] Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций.-М.:ГУ-ВШЭ, 2002, с. 174-175
[8] http://www.rb.ru//topstory/politics/2009/01/13/155606.html
[9] Бьюкенен Дж. Минимальная политизация рыночного порядка /От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик. М.:Catallaxy, 1993; Яковлев А. Исследование трансакционных издержек и барьеров входа на рынки в российской экономике. М., 1998; Кузьминов Я.И Тезисы о коррупции. М.:ГУ-ВШЭ, 1999; Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Автокомп, 1992;
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994;
Нуреев Р. Курс микроэкономики. М.: Норма-ИНФРА-М., 1998.
[10] Веблен Т. «Теория праздного класса». М.: Прогресс, 1984, 75, 231
[11] Щюц А.
[12] Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2002, 95
[13] Корнаи Я. Дефицит М.: Наука,1990, с.404
[14] Тюпа В.И. Кризис советской ментальности в 1960-е годы В кн. Социокультурный феномен шестидесятых. М.:РГГУ, 2008, с. 13-14
[15] Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2002, 99
[16] Нуреев Р. Указ соч.с.393-395
[17] Ильенков Э. Философия и культура. М.: Изд. Полит. Лит-ра, 1991, с.105
[18] Олейник А. Указ. соч., с.103
[19] Олейник А. Указ.соч. с.209-210
[20] Олейник А. Указ.соч. с.213
[21] Сорокин П. Кризис нашего времени- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, с.434
Комментариев нет:
Отправить комментарий