суббота, 2 апреля 2011 г.

Проблема подготовки бакалавров и магистров

Шевченко Д.А. д.э.н., проф. зав.каф.  маркетинга и рекламы РГГУ
11 марта 2010 г.
Проблема подготовки бакалавров и магистров
Конференция: «Коммуникология как основной модуль дисциплин подготовки бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью».

Актуальность.
Инновационное отставание России от развитых стран - результат не только ее сырьевой зависимости, но и также низкого уровня развития производства, экономической и социальной инфраструктуры.
Реальное состояние бизнеса показывает, что более 80% российских предприятий  отказываются от новых технологий, из-за отсутствия необходимых способностей своих работников и слабого менеджмента.
Взаимосвязь между экономическими достижениями страны и ее интеллектуальным потенциалом не является непосредственной и прямой.
 Даже самые талантливые и гениальные творческие люди и специалисты не могут преодолеть экономическую и демократическую отсталость, характерную для нашей страны.
Проблема формирования коммуникативных навыков у студентов, обучающихся по программе  реклама и связи с общественностью требует определения базовых позиций в подходах к формированию содержания и наполнения контентом учебного плана.
В этой связи хотел бы остановиться на некоторых принципиальных вопросах этой проблемы.

1. Проблема базовых оснований для построения технологий развития студенческих компетенций.
Долгие годы советская система высшего образования велась по специальностям, она, как бы компенсировала, отсутствие у нас существования 2-уровневой западной системы бакалавриата и магистратуры.
В настоящее время не сложилось четкого понимания,  в каком направлении должно развиваться образование по бакалавриату и магистратуре.
 Опыт подготовки по этой программе в вузах свидетельствует об отсутствии определенной точки зрения на характер подготовки.

2.Индустриальный или фундаментальный (академический) подход.
Идет широкая дискуссия по поводу характера высшего профессионального образования студентов в вузах. Она касается всех уровней и форм высшего профессионального образования: специалитет, бакалавриат, магистратура
Условно обозначим два принципиально разных подходов к построению образовательной программы «реклама и связи с общественностью». Один из них – индустриальный подход, другой - фундаментальный.
Одни сторонники, поддерживаемые бизнесом, утверждают, что вузы должны готовить молодых специалистов, развивая преимущественно профессиональные компетенции, соответствующие решениям реальных индустриальных проблем отрасли (это индустриальный подход к высшему образованию).
Другая точка зрения, отстаивает позицию, что вузы, осуществляя подготовку студентов по образовательным программам, должны развивать преимущественно академические компетенции ( фундаментальный подход к высшему образованию).
Автор стоит на точке зрения, что подготовка по программам бакалавриата должна вестись преимущественно с фундаментальных позиций высшего образования.
3. Бакалавры и магистры: «академики» и «профессионалы».
Программа подготовки магистров должна носить, преимущественно индустриальный характер, и  нацелена на решение конкретных отраслевых проблем. Диссертация  должна быть самостоятельной проектной работой, имеющей прикладной характер.
Академические компетенции выражаются в способности студента – бакалавра:
- в теоретическом осмыслении проблемы,
- в умении работать с информационным материалом,
-умении проводить самостоятельно исследовательскую работу по той или иной профессиональной проблеме. Это особенно характерно для гуманитарных вузов.
Сторонники индустриального образования стоят на точке зрения, что реальным конечным продуктом вуза является выпускник, способный решать конкретные профессиональные задачи в отрасли, которой соответствует образовательная программа вуза. В этой связи его компетенции преимущественно должны носить профессиональный характер. Широта этих компетенций измеряется способностью решать конкретные задачи на предприятии.
Эта точка зрения имеет под собой объективное основание, так как она опирается, на непомерно широкие, профессиональные требования подготовки студентов (знания и умения), закрепленные в ГОС по специальностям.
Сторонники фундаментального подхода к высшему образованию утверждают, что на уровне первого высшего образования необходимо и оправдано развивать и закреплять преимущественно базовые компетенции академического характера, необходимые для самостоятельного вхождения в различные профессии той или иной отрасли. Этот подход оправдан по нескольким иным основаниям.
1.                    Социально-психологическим основаниям. Студент-бакалавр начинает и заканчивает образование в возрасте 16-17 и 20-21 г.
2.                    Государственные вузы будут отстаивать принцип фундаментальной подготовки в силу наличия широкой научно-образовательной базы. Для подготовке по программе реклама и связи с общественностью солидная гуманитарная составляющая является серьезным платформой и основание.
3.                    Коммерческие вузы, непрофильные (технические) видимо будут исходить из принципа индустриального образования.
Сторонники фундаментального подхода утверждают, что развитие академических компетенций не противопоставляется профессиональным, иначе бы высшее образование свелось бы к абсурду. Основой формирования учебных программ бакалавриата должны стать фундаментальные дисциплины являющимися основами профессии. Подготовка программ бакалавриата должна носить преимущественно общий теоретический профессиональный характер.
 Защита итоговых исследовательских работ по бакалавриату должны носить теоретический научно-исследовательский характер. Со всеми вытекающими требованиями к этим работам.
Защита магистерских программ должны носить  прикладной профессиональный характер.
Решение проблемы, поднятой в этих тезисах, имеет принципиальный характер в отношении поиска базовых оснований для разработки компетентностного подхода в отношение к 2-х уровневой системы подготовки  в вузе по различным образовательным программам.

ДПО является классической базой реализации индустриальный подход к образованию
Отставание университетского образования от требований рыночной экономики и бизнеса вызывает недовольство и раздражение руководителей компаний. Это отставание вынуждает руководителей увеличивать расходы, направляемые на профессиональное достраивание необходимых компетенций молодых специалистов.
Предприятия тратят большие деньги, организуя корпоративные университеты, курсы переподготовки и повышения квалификации своих работников. Раздражение руководителей бизнеса объясняется также тем, что «дообразование» своих работников является не профильным направлением их бизнеса, вынуждает отвлекать необходимые ресурсы, тратить время и силы на организацию «самостийного» образования.
Последние годы университеты активно начали создавать необходимую инфраструктуру профессиональной подготовки и переподготовки кадров, развивая дополнительное профессиональное образование (ДПО) по профильным направлениям своего вуза (программы переподготовки с выдачей дипломов, сертификаты повышения квалификации, программы МВА, магистратура и др. формы). В настоящее время можно уже говорить о существовании рынка ДПО. Вместе с тем,  рынок (ДПО) в основном направлен на подготовку и переподготовку топ-менеджмента бизнеса. Это образование больше носить символический характер, чем имеет реальное инновационное содержание.
Выводы.
1.Фундаментальное образование с социально-гуманитарным контентом должно стать базовым компонентом при формировании учебного плана для подготовки бакалавров.
2.Индустриальное образование, опирающееся преимущественно (контентно) на общепрофессиональные и специальные дисциплины (профили, специализации) должны стать основной при составлении учебных планов для подготовке магистров.
3. ДПО является должно стать классическим образчиком (контентно) и основной платформой подготовке кадров для рекламной и PR индустрии.




Комментариев нет:

Отправить комментарий