понедельник, 25 апреля 2011 г.

Имидж и бренд РГГУ: маркетинговая стратегия и тактика

Имидж и бренд РГГУ: маркетинговая стратегия и тактика[1]
Материалы доклада на Ученом совете по вопросу развития имиджа и бренда РГГУ. 23 ноября 2010 г.
Шевченко Д.А., д. э. н., проф. зав. каф. маркетинга и рекламы. начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности, Службы содействия занятости РГГУ.

Маркетинговый анализ имиджа и бренда должен строго следовать корпоративному стратегическому плану развития вуза.
Маркетинговый стратегический план начинается и заканчивается на ответах на три кротких  вопроса:
1.Где мы находимся?
2.Что мы хотим получить?
3.Что нам для этого надо сделать?
Медийный имидж формируется с помощью СМИ и PR.  К основным группам целевой аудитории, в первую очередь, относятся:
Власти
Научное сообщество
Образовательное сообщество
Профессиональные сообщества
Поведенческий имидж создается вузом с помощью рекламы и прямого маркетинга. К этой целевой аудитории относятся:
Абитуриенты
Выпускники
Работодатели
Внутренний имидж вуза формируется собственными механизмами и ценностями, которые в нем укоренились и составляют основу его корпоративной культуры и стиля работы. Сюда относятся такие группы:
Преподаватели
Студенты
Персонал
Остановимся на анализе поведенческого и отдельных моментах внутреннего имиджа РГГУ.
Для этого необходимо принимать во внимание изменения во внешней образовательной макросреде, в которой находится наш университет и другие вузы.
Остановимся кратко на возможном анализе поиска ответов на основные три вопроса маркетингового стратегического плана вуза.
Демографическая ситуация.
Сокращается кол-во 11-ти  классников. В 2009 – 899 т.ч., в 2010 – 822 т.ч. Это примерно 2 человека на место. В 2011 году выделено 448 тыс. бюджетных мест. 2012 по прогнозу число выпускников достигнет 700 т.ч.
Дотошные демографы пересчитали всех выпускников до 2026 г. Все потенциальные абитуриенты уже рождены.
О чем это говорит? Усиливается конкуренция между вузами, прежде всего в регионах. В мегаполисах среди вузов также активизировалась ректутинговые войны за абитуриента.
Вузы пошли в школы, лицеи, подготовительные курсы. Вузы развернули усиленную пропаганду и агитацию среди школьников. ДОД проводится в вузах уже каждый месяц. Этот и другие инновационные механизмы работы со школьниками 9, 10, 11 класса необходимо усиливать.
Необходимо принимать в расчет тех абитуриентов, которые уже успели родиться и вырасти. Это более взрослые социально-демографические группы населения. Прежде всего, молодежь, выпускники, менеджеры и др. категории.
Для этих категорий должны разрабатываться специальные предложения – образовательные программы (ОП) в вузе.
Необходимо активно развивать вечернее, заочное обучение. Наряду с бакалавриатом и специалитетом, который остается в вузах, необходимо готовить привлекательные, пользующиеся спросом ОП магистратуры, второго высшего образования (баклавриат), аспирантуры, МВА, короткие и длинные ОП 36-и, 72-м, 100 и 500- часовые.
Самое время обратить взор на продолжающий рост рынок экспорта высшего образования.
Научно-техническая среда.
Дистанционное образование должно стать приоритетным стратегическим направлением развития образования на перспективу. Сайт и электронная почта должны стать понятным и удобным инструментом интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей, руководства и исполнителей.
Политическая среда вуза.
Абитуриенты всех уровней образования, родители, работодатели, преподаватели  школ и вузов и др. образовательные сообщества находятся в состоянии ассиметричности или полного отсутствия информации о  перспективах подготовке молодых специалистов соответствие с 2-х уровневой системой образования.
Социально-экономическая среда.
Кризис закончился, а доходы активной части населения сократились. Платежеспособность населения упала. Многие менеджеры попали под сокращение, а если остались, то их зарплата упала на 30-50%.
Для того, чтобы  поступить на платную форму образования на некоторые дорогие ОП надо  заплатить 200-250 т.р. Семья из трех человек должна зарабатывать от 1, 2 до 1.5. млн. рублей в год.
Вывод: ОП прежде, чем назначать на них цену, должны быть максимально взвешены на предмет платежеспособности населения.
Рынок образовательных услуг.
Так получается, что адекватную работу по управлению спросом и предложением на рынке образовательных услуг (а значит, и спросом на выпускников) сегодня не ведут ни вузы, ни государство. Это делает положение абитуриентов невыигрышным даже не вдвойне, а втройне.
Во-первых, абитуриентам не на что опереться при выборе будущей профессии, кроме советов друзей и родственников, не существует работоспособной системы профориентации,  адекватных и качественных ориентиров и запросов на специалистов.
Во-вторых, даже сделав выбор, абитуриенты могут быть лишены возможности его реализовать — ведь государство устанавливает квоты на прием абитуриентов на отдельные специальности. В результате абитуриент, не имеющий возможности платить за свое обучение самостоятельно, может быть вынужден пойти учиться по специальности, которая ему совершенно не интересна, менее престижна и потому более доступна.
Такова общая ситуация на рынке образования.
В результате мы имеем много разочарований и не стыковок в ожиданиях и реалиях обучения студентов в вузе. Раньше вузы не обращали на это внимание. Теперь вынуждены обратить внимание, так как речь идет в т.ч. о студентах платной формы обучения, которые составляют основную долю в их бюджете.
Необходимо уделить внимание причинам не лояльности со стороны студентов, обучающихся в вузе. Для того, чтобы лучше понять мотивы и причины оттока платных студентов из вузов и принять эффективные меры по предотвращению этих процессов, имеет смысл, например, рассмотреть использование  процедуры собеседования.
Можно надеяться, что организация социально – психологического мониторинга, нацеленный на анализ причин, мотивов и предотвращения оттока платных студентов из РГГУ в рамках ССЗ станет эффективным и инструментом удержания фактических клиентов.
Конкурентная среда вуза.
Уровень географической мобильности абитуриентов и выпускников в регионах очень низкий. Перераспределение абитуриентов, в силу ограниченности финансовых средств, в регионах имеет невысокий показатель. Крупные университеты  остаются региональными флагманами, по сути, работают на рынках, где у них отсутствуют конкуренты.  
Как показывают многочисленные исследования, абитуриенты при выборе вуза руководствуются такими критериям как:
известность бренда,
наличие привлекательных ОП,
качество ППС,
расположение вуза,
международные возможности стажировок и получение двойных дипломов, изучение нескольких иностранных языков,
академическая горизонтальная (переход с одной ОП на другую) и вертикальная мобильность (наличие магистратуры, аспирантуры, МВА, курсов),
гибкий график обучения (возможность учиться по индивидуальным планам и удобство расписания),
культурная жизнь в вузе и,
наконец, по цене за обучение.
Продукция вуза.
Продукция вуза представляет собой сложную конструкцию, так как имеет двух, одновременно, заказчиков: государство (бюджетные средства и места) и частные лица (внебюджетные средства и места). Можно, условно, говорит о целевой подготовке и нецелевой (рыночной).
Продукт в маркетинге понимается и как товар, и как услуга. Маркетинг интересует потребительские свойства продукта (услуги), в частности образовательной программы, услуги. Имеются в виду, свойства продукта (услуги), их способность удовлетворять нужды потребителей. Это зависит от набора функций предлагаемой поставщиком продукта (услуги), т.е. тех задач, которые он может выполнить.
Продукты и услуги, которые пользуются спросом, являются оценкой конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.
Следует иметь в виду, что конечным продуктом вуза является выпускник и его карьера на рынке труда.
 Занятость и востребованность выпускника на рынке труда, его личный материальный и профессиональный успех, в решающей степени, зависят от компетенций, навыков и умений, необходимых в реальной секторе экономике.
Положение выпускника на рынке труда все более становится актуальным показателем конкурентоспособности вуза.
В последнее время стратегия повышения конкурентоспособности вуза  формируется через поиски вузом собственной рыночной позиции. Эта стратегия реализуется через развитие уникальных магистерских программ.
Магистратура должна стать отдельной стратегией вуза – продуктовой стратегией, предлагающей потенциальным абитуриентам широкий выбор программ, которые пользуются повышенным спросом.
В высшем образовании развитых странах США, Великобритании, Японии отмечается важность формирования у студентов общих навыков, которые составляют основу становления у студентов профессиональных компетенций,  таких как:
умение общаться в команде, выстраивать коммуникации,
обращаться с числами, мыслить в категориях, проектировать задачи,
нести ответственность за развитие собственного человеческого капитала, знание информационных технологий (компьютерная грамотность) умение говорить на иностранном языке.
Все эти параметры легли  в основу  разработке общекультурных и профессиональных компетенций 2-х уровневой системы образования.
В современных условиях перехода к 2-х уровневой системе образования разработку магистерских программ можно проводить не по специальностям, а на основе конкретных навыков и компетенций, причем по достаточно широким направлениям, таким  как: «управление на промышленных предприятиях», «логистика, продажи и смежные виды деятельности», «образование и библиотечное дело», «журналистика и связи с общественностью», «маркетинг и психология коммуникаций», «управление брендом», «реклама и связи с общественностью в государственном и муниципальном управлении» и т. п.
Магистратура в этой концепции должна рассматриваться как зеркало спроса на рынке труда на специалистов, их компетенции и навыки.
Магистратура должна стать базой для формирования фундаментальных знаний бакалавриата.
Магистерские программы должны стать основой для вариативности программ бакалавриата.
Магистерские программы могут обойтись без больших затрат на рекламу, если в них будут участвовать крупные компании.
В этом году ССЗ исполняется 28 ноября – 10 лет. Нами накоплен большой позитивный опыт. Мы проводим мониторинг выпускников на рынке труда. Эту работу надо продолжать и сделать ее постоянной. (в США, начиная с 1998 года, проводятся ежегодные обследования бывших выпускников, которых спрашивают, среди прочего, об их занятости и занимаемой должности и т.п.)
Для того, чтобы имеет четкое представление о подготовленных РГГУ специалистах,  необходимо целенаправленно ориентировать Службу содействия занятости, усилить здесь исследовательскую работу, формировать базу данных о выпускниках по всем направлениям подготовке. 
ССЗ должна стать исследовательским центром рынка карьеры, экспертом рынка труда и образования, механизмом обратной связи вуза и работодателя.
Результатом ее работы должны быть рекомендации по формированию необходимых компетенций в различных отраслях и сферах деятельности, которые рассматриваются в качестве основы открытия и настойки магистерских программ подготовке специалистов для конкурентного рынка труда.
ЦЕНА
Как формируется ценообразование в вуза. В основном проводится мониторинг цен конкурентов и это становится главным аргументом. Позиция, которую занимают абитуриенты при выборе будущей специальности, существенно не меняет их выбора в том случае, если диапазон цен в разных вузах не превышает разницу 15-20 %.
В последнее время все более преобладает дифференцированный подход к назначению цены на ОП, что является правильным и обоснованным с точки зрения рынка.
Но есть одна проблема – это проблема скидок. Долго и упорно ведутся разговоры на эту тему. Понять, почему мы не можем внутри вуза законодательно принять систему скидок сложно. Этап процедура требует изучения. Выигрыш от принятия системы мкидок при оплате обучения в РГГУ очевиден.
Хочу обратить внимание на одно важное обстоятельство. У декана  факультета есть заинтересованность в привлечение дополнительных средств, участие в рекламных мероприятиях, способствующих увеличению объема платного набора студентов. Необходимо разработать механизмы материального стимулирования по привлечению и учету зарабатываемых дополнительных денежных средств на уровне кафедр, в первую очередь, выпускающих кафедр.
Мы должны дорожить платными студентами.
ППС и ПЕРСОНАЛ
Не все руководители административных подразделений входят в Ученый совет и имеют возможность понять, что от  них требуется и зависит в первую очередь. Многие руководители поменялись. Для командной работы необходима обратная связь.
В минувшие годы проводились совещания широкого состава административного совета по многим текущим вопросам организации и развития РГГУ на ближайшую перспективу. Для усиления коммуникативности руководства и ППС имеет смысл вернуться к созданию и работе такого административного совета.
Новая реальность и требования цифровой экономике требуют
Обратить внимание на перекрестное цитирование ученых и преподавателей РГГУ в своих статьях и работах, т.о. повышая общего индекса цитирования в науке и СМИ.
Необходимо разрабатывать понятные и соответствующие механизмы материального и морального стимулирования для преподавателей и сотрудников.
Для этого должны быть проводиться конкурсы по таким показателям, как: уважение  и признание студентами преподавателя, в качестве интересного педагога, выступление на ТВ и в других СМИ, 
количество публикаций, и цитирований,
подготовка качественных методических материалов,
использование активных методов обучения, представление РГГУ на международных и российских уровнях,
знание иностранных языков и использование их в лекциях, проведение занятий с иностранными студентами и
другая академическая, педагогическая и PR – активность.
Тогда меньше надо будет ломать голову, кому и сколько платить и говорить спасибо.
Нужно учредить  премии непосредственно за  медийную активность.
Пора разработать понятные и ясные критерии  карьерного роста от преподавателя до профессора. Этот рост должен стимулироваться, поощряться и приветствоваться, стать одним из показателей конкурса среди факультетов и кафедр.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Следует обсудить проблему расширения возможности обучения студентами 3-5 курсов по индивидуальным планам.
Посещаемость занятий этими студентами очень низкая. Остановить этот процесс – значит противоречить логике характера развития рынка труда.  Работодатели не рассматривают возможность привлечения молодых специалистов по полученной специальности без 2-3 летнего стажа работы.
Сокращение индивидуальных форм работы со студентами противоречит не только академическим свободам и международной практике, но и создает активный отток студентов платной формы обучения, вынужденным искать дополнительные средства для оплаты обучения.
Многие переходят на вечернюю или заочную форму обучения, в т.ч. рассматривают и другие вузы. Университет теряет огромные деньги.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ОБСТАНОВКА РГГУ.
Есть проблемы с материально-техническим оснащением кафедр и вуза в целом. Но более всего удручает аудиторный фонд и его состояние.2-й корпус – лидер разрухи!
Возможно, что это обстоятельство тоже должно занять свое важное место в стратегическом плане развития РГГУ. Возможно, какой-нибудь год, объявить годом «Аудитория РГГУ» и откорректировать бюджет на эти мероприятия.
Кафедры иностранных языков находятся в 5 корпусе, вход в корпус через помойные ящики и лужи.
Вход РГГУ – это визитная карточка. Как выйти из этого положения и сделать его современным и достойным лидера гуманитарного образования.
Отсутствие общежития сокращает возможности рассчитывать на абитуриентов из регионов. Следует подумать, как помочь абитуриентам с проживанием в Москве, готовым поступать на платную форму.
РЕКЛАМА и МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В условиях отсутствия конкурентов и коммерческих рисков используется, так называемый, недифференцированный маркетинг. В этом случае вуз не обращает внимания на различия между рыночными сегментами, а концентрирует внимание на их  общих характеристиках и подходит ко всему рынку, как к единому целому, с одинаковым для всех покупателей товаром.
Этот тип маркетинга, более всего, характерен для некоммерческих организаций, в особенности образовательных учреждений, которые страдают тягой к стандартизации своих предложений, экономии затрат, не только на их производство, но и на их рекламу.
Это массовое производство ОУ, массовое распространение, массовая реклама с односторонним обращением к потребителям через общедоступные традиционные средства (ТВ, радио, печатные издания, наружная, транспортная, мобильная реклама).
Но, есть и двухстороннее обращение, которое применяется в прямом маркетинге: Дни открытых дверей по факультетам, работа в школах, лицеях, структурированная информация на сайте, мониторинг ССЗ студентов и выпускников, проведение ярмарок и выставок, постоянная оптимизация сайта, развитие баннерной, контекстной рекламы, другая коммуникационная работа в Интернет, работа в социальных сетях и пр.
Есть необходимость обсуждения вопроса о создании специальной ивент-службы. Логично создать ее в рамках Пресс-службы. Задачи ивент-службы помощь подразделениям РГГУ в организации, проведении и освещении научных, практических  семинаров, конференций,  и других постоянно возрастающих научных мероприятий, которые соответствуют росту популярности и имиджа РГГУ.
Интерес для обсуждения может представлять собой рекрутирование в свои ряды не только известных преподавателей и ученых, но и известных спортсменов, артистов, популярных молодых людей, добившихся широкой известности и славы.
Студенты и преподаватели должны видеть, чувствовать и понимать формулу успеха и славы.
Необходимо расширить ассортимент презентационных, информационных и рекламных материалов, направленных на повышение репутации, укрепления положительного имиджа, фирменного стиля  РГГУ, отвечающего современным требованиям качества и дизайна. Для этого необходимо предусмотреть отдельный рекламный бюджет на продвижение фирменного стиля РГГУ.
Усилить рекламную активность РГГУ в СМИ, Интернет, социальных сетях.
Осуществлять мероприятия по оптимизации сайта РГГУ и его продвижению в российском и международном Интернет пространстве.
Необходимо проводить социологические и маркетинговые исследования, направленные на повышение лояльности студентов и  конкурентоспособности выпускников РГГУ на рынке труда. Также централизовано финансировать распространение информации об исследованиях, проводимых в университете.
Необходимо проводить мониторинг лояльности студентов, их удовлетворенности получаемым образованием и положением в вузе. Результаты мониторинга должны  стать основными направлениями совершенствования своей работы.
Ни  один стратегический план не выполняется, если нет расписанного по подразделениям конкретного календарного плана, где указываются сроки, ответственные лица. Указывается бюджет и конкретные результаты ожидаемой деятельности. Результаты докладываются и получают оценку на Ученом совете.
Несколько отдельных предложений, высказанных студентами и преподавателями кафедры маркетинга и рекламы.
Нет "отстроенности" от других гуманитарных вузов и университетов. Часто при разговоре собеседники уточняют - это что за университет, РГСУ, МГСУ, МГОУ.  Возможно, надо придумать какое-то сокращенное название для РГГУ и развивать его типа: Универ (МГУ), Вышка (ВШЭ), Плешка (Им. Плеханова) и т.п.
Следует больше говорить о преимуществах и уникальности библиотеки, музея РГГУ.
Расширить возможности посещения и привязки к РГГУ школьников.
Подумать о том, чтобы дать  возможность лицеистам посещать читальный зал, слушателям длинных подготовительных курсов, которые собираются поступать именно в РГГУ, дать возможность пользоваться электронной библиотекой.
Продумать, как сделать публичными лекции известных преподавателей и ученых. Проводить семинары и конференции в честь известных ученых РГГУ и ныне и в прошлом работающих.
Предложить, например, П. Астахову пригласить студентов в свои программы в качестве производственной практике. Провести публичные слушания в РГГУ по гуманитарным проблем защиты прав детей.
Приглашать известных ученых, предлагая им открыть научные школы, семинары по гуманитарным проблемам в социологии, юриспруденции, психологии.
В результате обсуждения основных направлений повышения имиджа и репутации РГГУ студенты 4 и 5 –х курсов высказали еще ряд предложений:
1.      Почетная доска "лучшие студенты семестра, года, выпускники" на сайте и в фойе. Почетная доска лучшие педагоги и административные служащие на сайте и в фойе. Почетная доска "Наши достижения" о достижениях выпускников РГГУ.
2.      Создание внутривузовского рекламного агентства
3.      Создание студенческого туристического агентства "Дороги знаний" (экскурсоводы студенты)
4. Создание Центра по работе с абитуриентами. В задачу центра могут быть положены, например, туры по дорогам знаний для абитуриентов: экскурсии для школьников по институтам и факультетам РГГУ (не только "День открытых дверей", а целевые туры для школ города Москвы).
В деятельности Центра можно предусмотреть широкую практику профессиональной диагностики и профориентационной работы с абитуриентами и учащимися школ. Эта работа уже ведется в рамках Службы содействия занятости РГГУ.
5. Создание музея истории РГГУ. Это особенно важно в преддверии столетнего юбилея здания университета А.Л. Шанявского.
Подчеркивать преимущества и уникальность библиотеки и музея РГГУ.
Расширить возможности посещения школьниками и привязки к ним музея и библиотеки. Рассмотреть возможность проведения в библиотеки презентаций книг и учебных пособий, близких интересам и  запросам школьников.
6. Необходима стратегия паблисити для РГГУ. По данным статистики Яндекс-Новости, например, ректор МГУ высказывается в 6 раз чаще по разным вопросам, ректор ВШЭ почти в два раза чаще; разные лица выступают от лица университетов (включая ректоров) от МГУ в 13 раз (!), а от ВШЭ в 3,5 раза чаще, чем РГГУ. При этом если МГУ еще и больше, то ВШЭ сравнима (а с учетом филиалов – меньше) с РГГУ и даже со всеми поправками информационная активность ВШЭ и МГУ выше в разы!!!
У РГГУ нет пока внятной общественной позиции, позиции по отношению к общественным событиям. Необходимо разработать публичную стратегию паблисити. В качестве направления можно рассмотреть культурно-историческую тематику публичных дискуссий. Тут РГГУ следует стать законодателем моды.
Очевидно, что экономическая тематика, которая воспринимается сейчас потенциально более интересной СМИ, чем культурно-историческая, дает определенное преимущество Вышке, но культурно-историческая тематика шире, что в принципе расширяет возможности различных тем, на которые могут высказываться сотрудники РГГУ. Но для этого требуется, чтобы преподаватели и профессора были в этом заинтересованы, причем лично и непосредственно.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
- необходимо активно развивать вечернее, заочное обучение. Эти формы образования наиболее точно отображают спрос и соответствие современной демографической ситуации в последние годы. Но для этого эта деятельность, как и работа с магистратурой, должна иметь четкие организационно-управленческие формы. Необходимо открыть деканаты по организации и управлению этими формами образования в РГГУ.
Наряду с бакалавриатом и специалитетом готовить привлекательные, пользующиеся спросом ОП магистратуры, второго высшего образования, аспирантуры, МВА, короткие и длинные ОП 36, 72, 100, 500 часовые.
- обратить внимание и разработать стратегию на продолжающий рост рынок экспорта высшего образования
- дистанционное образование должно стать приоритетным стратегическим направлением развития образования на перспективу. Сайт и электронная почта должны стать понятным и удобным инструментом интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей, руководства и исполнителей
- организовать социально – психологический мониторинг, нацеленный на анализ причин, мотивов и предотвращения оттока платных студентов из РГГУ в рамках ССЗ станет эффективным и рентабельным инструментом
- магистратура в этой концепции должна рассматриваться как зеркало спроса на рынке труда на специалистов, их компетенции и навыки.
Магистратура должна стать базой для формирования фундаментальных знаний бакалавриата
- создать на базе ССЗ исследовательский центр карьеры студентов и выпускников. Необходимо проводить социологические и маркетинговые исследования, направленные на повышение лояльности студентов и  конкурентоспособности выпускников РГГУ на рынке труда.
Необходимо проводить мониторинг лояльности студентов, их удовлетворенности получаемым образованием и положением в вузе. Результаты мониторинга могут  стать основными направлениями совершенствования своей работы.
Результатом этой работы должны стать предложения по формированию необходимых компетенций в различных отраслях и сферах деятельности, которые рассматриваются в качестве основы открытия и настойки магистерских программ подготовке специалистов для конкурентного рынка труда
- в структуре факультетов создать базовые кафедры для чтения курсов по трудоустройству и карьерным возможностям и шансам студентов в общении с работодателями и их вхождением на рынок труда
- разработать механизмы материального и морального стимулирования преподавателей и сотрудников с целью привлечения и учета зарабатываемых дополнительных денежных средств на уровне кафедр, в первую очередь, выпускающих кафедр.
Для кафедр разработать понятные и ясные критерии  карьерного роста от преподавателя до профессора. Для ППС учредить  премии за  медийную активность
 - учитывая неоднородный культурный и образовательный состав и подготовку студентов, а также различную степень их готовности к усвоению отдельных направлений (курсов и дисциплин)образовательных программ, следует серьезно и обстоятельно обсудить проблему расширения возможности обучения студентов 4-5 курсов специалитета, 3-4-х кусов на балакавриате,  всего состава студентов магистратуры по индивидуальным планам обучения
- есть необходимость обсуждения вопроса о создании специальной ивент-службы  в рамках Управления по работе со СМИ и связям с общественностью
- обратить внимание на необходимость рекрутирования в ряды РГГУ не только известных преподавателей и ученых, но и известных спортсменов,
артистов, популярных молодых людей, добившихся широкой известности и славы
- необходимо расширить ассортимент презентационных, информационных и рекламных материалов, направленных на повышение репутации, укрепления положительного имиджа, фирменного стиля  РГГУ, отвечающего современным требованиям качества и дизайна. Для этого необходимо предусмотреть отдельный рекламный бюджет на продвижение фирменного стиля РГГУ
- проводить семинары и конференции в честь известных ученых РГГУ.
Приглашать известных ученых, предлагая им открыть научные школы, семинары по гуманитарным проблемам в социологии, юриспруденции, психологии
- в целях поддержке и расширения предпринимательской и инновационной активности студентов и преподавателей обсудить вопрос о расширении деятельности по созданию малых предприятий при РГГУ.
С точки зрения стратегического планирования было бы верно продолжить перечень мероприятий, необходимых для формирования благоприятного имиджа и бренда вуза, но с тактической точки зрения, которая учитывает реальные шансы вуза сегодня,  достаточно.
Шевченко Д.А. д.э. н.  проф., зав. каф. маркетинга и рекламы, начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности, Службы сордействия занятости РГГУ


[1] Доклад на Ученом совете по вопросу развития имиджа и бренда РГГУ. 23 ноября 2010 г. Шевченко Д.А., д. э. н., проф. зав. каф. маркетинга и рекламы. начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности, Службы содействия занятости РГГУ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий