Шевченко Д.А. д.э.н., проф., зав. каф. маркетинга и рекламы РГГУ
PR и GR деятельность в системе государственного и муниципального управления.
В настоящей статье делается попытка раскрыть особенности и основные характеристики деятельности PR и GR специалистов относительно деятельности государственных и муниципальных органов власти.
Субъектами коммуникативно-информационной деятельности в государственных и муниципальных органах становятся службы рекламы и связей с общественностью (PR).
В условиях демократизации общественных отношений, формирования новых рыночных структур, инновационных изменений в экономической и социальной сфере все более актуальной становится проблема формирования общественного мнения, укрепления имиджа и репутации органов местного самоуправления и государственных организаций.
Демократизация общественных отношений, возрастание различных форм самоуправления и контроля со стороны гражданского населения требует создания специальных структур, обеспечивающих взаимодействие и установление взаимопонимания между населением и органами власти.
Постоянный диалог власти и гражданского общества, его представителями становится насущной задачей и необходимостью в системе государственного и муниципального управления (ГМУ).
Начиная со второй половины 80-х гг., времен перестройки и гласности, началось формирование государственных служб по связям с общественностью.
В настоящее время практически не осталось органа государственной власти, федерального уровня или местного самоуправления, где не было бы службы по связям с общественностью и рекламы. В отдельных случаях задачи связи с общественностью и рекламы обеспечивают отдельные специалисты.
К основным функциям PR в системе государственной службы относятся:
1. Коммуникативная функция.
1. Коммуникативная функция.
Это функция социального взаимодействия и общения между властью и гражданами. В задачу службы PR входит налаживание контактов и конструктивного диалога с населением и его представителями. Организация пресс-конференций, круглых столов, проведение встреч и интервью с представителями средств массовой информации по актуальным вопросам текущей деятельности органов власти. Формирование у общественности с помощью средств массовой информации объективного представления о деятельности органов местного самоуправления.
В последнее время эту функция реализуется через специально созданный сайт организации, где публикуются актуальные материалы, решения и планы органов власти, которые затрагивают интересы и чаяния граждан, проживающих на данной территории. Реагирование на высказанные в адрес органов власти критических замечаний. Подготовка по этому поводу выступлений, пресс-конференций и сообщений в средствах массовой информации, в электронных СМИ, на сайте организации.
Все большую популярность приобретает участие органов власти на тематических форумах, ведение блогов отдельными руководителями (начиная с президента, глав регионов и местных органов власти), активная пропаганда PR – специалистами различных сторон деятельности органов власти в социальных сетях Tvitter, Fasebook, You Tube.
Наиболее популярным и одним из лучших блогов в 2010 году (по версии «Эхо Москвы»), например, признан блог Дмитрия Зеленина, губернатора Тверской области (http://www.goslyudi.ru/blog/dzelenin/).
2. Информационная функция.
Эта функция службы PR реализуется посредством распространение в печати, по радио и телевидению материалов об основных направлениях развития и принятия решений органов власти, социально-экономическом положении территории, острых проблем взаимоотношений с коммерческими структурами и органами управления социальной, бытовой и коммунальной сферами.
Наряду с распространением аналитических материалов, содержащих статистические и иные материалы, касающиеся сфер жизнедеятельности и жизнеобеспечения территории, службы PR обязаны выполнять и прогностическую функцию. Информировать граждан о проектах и планах развития региона или области, давать четкое представление о перспективах строительства жилых комплексов, открытия предприятий (формирование новых рабочих мест), планах по повышению безопасности и экологии.
3. Организационная функция.
Установление, создание, поддержание и расширение контактов с гражданами, организациями, общественными и коммерческими структурами.
Расширение контактов и установление связей с коммерческими структурами тесно переплетается с пониманием нарастания лоббистских тенденций со стороны, как правило, крупных коммерческих предприятий.
«Лоббирование» от англ. английского Lobby, буквально – кулуары. Это направление деятельности получило институциональное закрепление сначала на Западе, а теперь в России, в форме Government Relations (GR) – буквально переводится, как установление связей с государственными структурами. По существу, это продвижение интересов бизнеса в органах государственной власти.
С каждым годом количество желающих завести нужные связи в органах государственной власти увеличивается. Количество компаний, готовых оказывать услуги в области лоббирования интересов бизнесменов в органах государственной власти, неуклонно растет. По некоторым данным рынок услуг GR в России приближается к 5 млр. долл.
Для служб PR в государственных органах власти следует отчетливо понимать прозрачность намерений и характер задач, которые стоят перед GR - специалистами, к которым относятся такие направления, как:
- содействие победе проекта компании в инвестиционных программах и государственных тендерах;
- продвижение законопроектов и постановлений, отвечающим интересам и выгодам компании;
- подготовка и продвижение различных документов по инстанциям, с целью их ускорения и успешного принятия решений.
Специалисты по GR стремятся проникнуть во все правительственные структуры и потому хорошо понимают законодательный процесс, знают особенности функционирования государственных органов, поддерживают знакомства с отдельными законодателями и чиновниками.
Описанные выше задачи GR не касаются демократического открытого лоббирования, которое пока находиться в зачаточном состоянии.
Правила, по которым строится деятельность GR-специалистов, практически сходна с деятельностью PR-специалиста в государственных и муниципальных органах власти. Это деятельность не является идентичной по целям, хотя по способам реализации, схожа.
Сторонники лоббистской деятельности в 90-е гг. делают попытки легализовать эту практику законодательно. В мае 1993г. прошла межденураодная конференция «Лоббизм как средство влияния на политику». Конференция формально имела своей целью упорядочить законодательное регулирование механизма взоимодействия органов государственной власти, органов управлен я и общества. Но реально имела вполне тривиальные частные цели упрочить влияние и увеличить собственный вес Руслана Хасбулатова и его сторонников в парламентской структуре. Интерес представляет сам перечень тем конференций, раскрывающий основные направления лоббизма 90-хгг.:
- Лоббизм и оборона
- Лоббизм и коррупция
- Лоббизм и политика
- Лоббизм и профсоюзное движение
- Особенности лоббизма коммерческих проектов
- специфика иностранного лоббизма в законодательных органах России
- Лоббизм и организованная преступность
В 1994г. в совете Госдумы был заслушан вопрос о подготовке проекта федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Этот проект в 1995 г . повторно вынесен на Совет Госдумы. Но законопроект не был принят Госдумой по причине отсутствия кворума.
19 апреля 2004 г . Совет Государственной Думы рассмотрел законопроект «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Совет Госдумы принял решение снять закопроект с рассмотрения в связи с отзывом законодательной ининциативы.
На этом история принятия закона о лоббистской деятельности на уровне Государственной думы больше не рассматривался.
Лоббистская деятельность стала приобретать кремлевские черты, особенно с ростом государственных корпораций типа: «Роснанотехнологии», «Рособоронэкспорт». «Фонд рефолрмы ЖКХ», Олимпийская госкорпорация. Совокупный капитал которых в 2009 г . превышал триллион рублей.
Лоббизм в стиле кремля это согласование документов. Количество правовых актов и документов, находящихся на согласовании в различных ведомствах и министерствах весьма обширен. Рассмотрение и согласование этих документов является предметом лоббистской борьбы. (Шпигель Л.Т. –м.: Московская типография 2», 2009 – 112 с. Вуйма А.Ю. Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений. - СПб.: Питер, 2008.-383 с.)
Сравнительная характеристика деятельности PR и GR специалистов пока не стала предметом изучения в образовательных программах подготовки PR специалистов в вузах, поэтому настоящая статья, как надеется автор, поможет устранить этот недостаток.
Лоббизм это направление деятельности, в котором тесно взаимодействуют несколько направлений - это, как минимум, и PR и конкурентная разведка. Ведь установление связей с ЛПР (лицом принимающим решения) далеко не всегда возможно "напрямую". Поэтому в начале нужно изучить это лицо и найти "пути подхода" и пересечения интересов. А данное направление достаточно хорошо проработано в конкурентной разведке. Поиск подхода к ЛПР, выявление его бизнесинтересов и болевых точек", определение возможных рычагов воздействия на него - это "рутинные" темы конкурентной разведки.
ОтветитьУдалитьС уважением!
Нежданов Игорь