суббота, 2 апреля 2011 г.

PR и GR деятельность в системе государственного и муниципального управления.

Шевченко Д.А. д.э.н., проф., зав. каф. маркетинга и рекламы РГГУ

PR и GR деятельность в системе государственного и муниципального управления.

В настоящей статье делается попытка раскрыть особенности и основные характеристики деятельности PR и GR специалистов относительно деятельности государственных и муниципальных органов власти.
Субъектами коммуникативно-информационной деятельности в государственных и муниципальных органах становятся службы рекламы и  связей с общественностью (PR).
В условиях демократизации общественных отношений, формирования новых рыночных структур, инновационных изменений в экономической и социальной сфере все более актуальной становится проблема формирования общественного мнения, укрепления имиджа и репутации органов местного самоуправления и государственных организаций.
Демократизация общественных отношений, возрастание различных форм самоуправления и контроля со стороны гражданского населения требует создания специальных структур, обеспечивающих взаимодействие и установление взаимопонимания между населением и органами власти.
Постоянный диалог власти и гражданского общества, его представителями становится насущной задачей и необходимостью в системе государственного и муниципального управления (ГМУ).
Начиная со второй половины 80-х гг., времен перестройки и гласности, началось формирование государственных служб по связям с общественностью.
В настоящее время практически не осталось органа государственной власти, федерального уровня или местного самоуправления, где не было бы службы по связям с общественностью и рекламы. В отдельных случаях задачи связи с общественностью и рекламы обеспечивают отдельные специалисты.
К основным функциям PR в системе государственной службы относятся:
1. Коммуникативная функция.
Это функция социального взаимодействия и общения между властью и гражданами. В задачу службы PR входит налаживание контактов и конструктивного диалога с населением и его представителями. Организация пресс-конференций, круглых столов, проведение встреч и интервью с представителями средств массовой информации по актуальным вопросам текущей деятельности органов власти. Формирование у общественности с помощью средств массовой информации объективного представления о деятельности органов местного самоуправления.
В последнее время эту функция реализуется через специально созданный сайт организации, где публикуются актуальные материалы, решения и планы органов власти, которые затрагивают интересы и чаяния граждан, проживающих на данной территории. Реагирование на высказанные в адрес органов власти критических замечаний. Подготовка по этому поводу выступлений, пресс-конференций и сообщений в средствах массовой информации, в электронных СМИ, на сайте организации.
Все большую популярность приобретает участие органов власти на тематических форумах, ведение блогов отдельными руководителями (начиная с президента, глав регионов и местных органов власти), активная пропаганда PR – специалистами различных сторон деятельности органов власти в  социальных сетях Tvitter, Fasebook,  You Tube.
Наиболее популярным и одним из лучших блогов в 2010 году (по версии «Эхо Москвы»), например, признан блог Дмитрия Зеленина, губернатора Тверской области (http://www.goslyudi.ru/blog/dzelenin/).
2. Информационная функция.
Эта функция службы PR реализуется посредством распространение в печати, по радио и телевидению материалов об основных направлениях развития и принятия решений органов власти, социально-экономическом положении территории, острых проблем взаимоотношений с коммерческими структурами и органами управления социальной, бытовой и коммунальной сферами.
Наряду с распространением аналитических  материалов, содержащих статистические и иные материалы, касающиеся сфер жизнедеятельности и жизнеобеспечения территории, службы PR обязаны выполнять и прогностическую функцию. Информировать граждан о проектах и планах развития региона или области, давать четкое представление о перспективах строительства жилых комплексов, открытия предприятий (формирование новых рабочих мест), планах по повышению безопасности и экологии.
3. Организационная функция.
Установление, создание, поддержание и расширение контактов с гражданами, организациями, общественными и коммерческими структурами.
Расширение контактов и установление связей с коммерческими структурами тесно переплетается с пониманием нарастания лоббистских тенденций со стороны, как правило, крупных коммерческих предприятий.
          «Лоббирование» от англ. английского Lobby, буквально – кулуары. Это направление деятельности получило институциональное закрепление сначала на Западе, а теперь в России, в форме Government Relations (GR) – буквально переводится, как установление связей с государственными структурами. По существу, это  продвижение интересов бизнеса в органах государственной власти.
С каждым годом количество желающих завести нужные связи в органах государственной власти увеличивается. Количество компаний, готовых оказывать услуги в области лоббирования интересов бизнесменов в органах государственной власти, неуклонно растет. По некоторым данным рынок услуг GR в России приближается к 5 млр. долл.
Для служб PR в государственных органах власти следует отчетливо понимать прозрачность намерений и характер задач, которые стоят перед GR - специалистами, к которым относятся такие направления, как:
- содействие победе проекта компании в инвестиционных программах и государственных тендерах;
- продвижение законопроектов и постановлений, отвечающим интересам и выгодам компании;
- подготовка и продвижение различных документов по  инстанциям, с целью их ускорения и успешного принятия решений.
Специалисты по GR стремятся проникнуть во все правительственные структуры и потому хорошо понимают законодательный процесс, знают особенности функционирования государственных органов, поддерживают знакомства с отдельными законодателями и чиновниками.
Описанные выше задачи GR не касаются демократического открытого лоббирования, которое пока находиться в зачаточном  состоянии.
Правила, по которым строится деятельность GR-специалистов, практически сходна с деятельностью PR-специалиста в государственных и муниципальных органах власти. Это деятельность не является идентичной по целям, хотя по способам реализации, схожа.
Сторонники лоббистской деятельности в 90-е гг. делают попытки легализовать эту практику законодательно. В мае 1993г. прошла межденураодная конференция «Лоббизм как средство влияния на политику». Конференция формально имела своей целью упорядочить законодательное регулирование механизма взоимодействия органов государственной власти, органов управлен я и общества. Но реально имела вполне тривиальные частные цели упрочить влияние и увеличить собственный вес Руслана Хасбулатова и его сторонников в парламентской структуре.  Интерес представляет сам  перечень тем конференций, раскрывающий основные направления лоббизма 90-хгг.:
- Лоббизм и оборона
- Лоббизм и коррупция
- Лоббизм и политика
- Лоббизм и профсоюзное движение
- Особенности лоббизма коммерческих проектов
- специфика иностранного лоббизма в законодательных органах России
- Лоббизм и организованная преступность
В 1994г. в совете Госдумы был заслушан вопрос о подготовке проекта федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Этот проект в 1995 г. повторно вынесен на Совет Госдумы. Но законопроект не был принят Госдумой по причине отсутствия кворума.
19 апреля 2004 г. Совет Государственной Думы рассмотрел законопроект «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Совет Госдумы принял решение снять закопроект с рассмотрения в связи с отзывом законодательной ининциативы.
На этом история принятия закона о лоббистской деятельности на уровне Государственной думы больше не рассматривался.
Лоббистская деятельность стала приобретать кремлевские черты, особенно с ростом государственных корпораций типа: «Роснанотехнологии», «Рособоронэкспорт». «Фонд рефолрмы ЖКХ», Олимпийская госкорпорация. Совокупный капитал которых в 2009 г. превышал триллион рублей.
Лоббизм в стиле кремля это согласование документов. Количество правовых актов и документов, находящихся на согласовании в различных ведомствах и министерствах весьма обширен. Рассмотрение и согласование этих документов является предметом лоббистской борьбы. (Шпигель Л.Т. –м.: Московская типография 2», 2009 – 112 с. Вуйма А.Ю. Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений. - СПб.: Питер, 2008.-383 с.)
Сравнительная характеристика деятельности PR и GR  специалистов пока не стала предметом  изучения в образовательных программах подготовки PR специалистов в вузах, поэтому настоящая статья, как надеется автор, поможет устранить этот недостаток.

1 комментарий:

  1. Лоббизм это направление деятельности, в котором тесно взаимодействуют несколько направлений - это, как минимум, и PR и конкурентная разведка. Ведь установление связей с ЛПР (лицом принимающим решения) далеко не всегда возможно "напрямую". Поэтому в начале нужно изучить это лицо и найти "пути подхода" и пересечения интересов. А данное направление достаточно хорошо проработано в конкурентной разведке. Поиск подхода к ЛПР, выявление его бизнесинтересов и болевых точек", определение возможных рычагов воздействия на него - это "рутинные" темы конкурентной разведки.

    С уважением!
    Нежданов Игорь

    ОтветитьУдалить