4.11.10 Шевченко Д. А., д.э.н., проф., зав. каф. маркетинга и рекламы РГГУ.
Маркетинг – философия современного бизнеса Часть 2
Аннотация.
Маркетинг не является самостоятельным научным направлением. Статья посвящена исследованию маркетинговой теории, в которой нашли свое собственное выражение принципы и методов многих социально-экономических наук, прежде всего, экономики, социологии и психологии.
В статье рассматриваются научные основы, истории становления и эволюции развития основных концепций маркетинга XX и XI вв. Исследуются характерные особенности основных маркетинговых концепций: совершенствования производства, товара, сбыта. Анализируются современные направления развития маркетинга. В работе предпринята попытка дать содержательную классификацию основных типов и видов маркетинга. Рассматриваются новые формы маркетинговой теории и практики, отражающие современные тенденции развития конкурентной рыночной экономики России.
Ключевые слова.
Научные основы теории маркетинга. Экономические основы маркетинга. Психологические основы маркетинга. Социологические основы маркетинга. Исторические концепции маркетинга. Классификация маркетинга. Типы, виды и формы современного маркетинга.
Научные основы, эволюция и классификация маркетинга.
Эта статья является продолжением научного исследования феномена маркетинга как разновидности человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей индивидов и организаций посредством обмена.[1]
Раннее отмечалось, что маркетинг в строгом понимании самостоятельной наукой не является, но он является областью применения открытий, сделанных в других науках и, прежде всего, в экономике, психологии и социологии.
Эта статья посвящена исследованию научных основ формирования и развития маркетинговой теории.
Для более полного понимания принципов маркетинга, как ментального отражения развития рыночных отношений в экономике и бизнесе, необходимо проанализировать его эволюцию и научные основания его существования.
1. Экономические основы маркетинга.
Экономика призвана решать главную проблему: как при ограниченности ресурсов удовлетворить постоянно растущие потребности членов общества? [2]
Экономическая модель маркетинга базируется на предположение, что покупатель рационален и последователен в своих поступках и действиях.
Маркетинг опирается на основные принципы макроэкономической и микроэкономической теории.[3]
Основными факторами экономической модели маркетинга являются: уровень дохода покупателя, цена товара, эксплуатационные расходы и др.[4]
Изучение основополагающих положений маркетинга основано на таких экономических явлениях, как обмен, максимизация прибыли, полезность, специализация, рациональное поведение, экономический человек.
Теоретическое единство экономики и маркетинга заключается в том, что оба этих направлений исследований используют количественные методы исследований.[5]
Из экономической теории заимствуются концепции спроса, предложения и ценовой эластичности, которые оказывают существенное влияние на принятие маркетингового решения о ценах.[6]
Маркетинг развивается и существует преимущественно в условиях монополистической конкуренции, где структура рынка, характеризуется наличием большого количества небольших поставщиков и нестандартными продуктами.[7]
Экономическая теория монополистической конкуренции позволяет глубже понять ключевые маркетинговые концепции сегментирования и позиционирования.[8]
Заимствование и использование ряда концепций экономической науки в маркетинге не означает их простого копирования.
Для маркетинговых исследований центральным объектом внимания является потребитель, потребительское поведение.
Внимание экономистов к проблемам продвижения товаров все более становится важной при анализе транзакционных издержек, которые несет предприятия, развивая инновационные процессы.
В отличие от экономистов в ценообразовании маркетинг ориентируется не на издержки предприятия, а на спрос, ценовое восприятие товаров потребителями.[9]
Ценовая чувствительность покупателей в маркетинге рассматривается как степень влияния нематериальных факторов на покупателей (имидж, репутацию, бренд товара и др.)
Информация позволяет определить характер «рыночной ориентации», принимаемый организацией.
Друкеровская идея «предпринимательского дзюдо», как концепция стратегического управления, предполагает интенсивный сбор и обработку информации.[10]
Экономисты обычно обладают всей нужной им внутренней информацией, преследуя цель эффективного использования ресурсов.
Специалистам отдела маркетинга же приходится добывать информацию с помощью различного рода исследований, так как их, более всего, интересует внешняя информация о рынке.[11]
В экономической науке известен феномен асимметрии информации на рынке, которая имеет важные следствия для маркетинга.
В силу действия этого феномена потребители, как правило, считают качественными те товары, которые являются дороже.
По причине отсутствия полноты информации для различных категорий (сегментов) покупателей, можно назначать большую цену за товар, чем он реально может стоить.[12]
В экономической науке активно разрабатываются вопросы увеличения акционерной стоимости предприятия. [13]
Задача маркетинговой стратегии в целом на предприятии состоит в повышении стоимости компании для ее акционеров, которая достигается путем увеличения суммы всех ожидаемых денежных потоков, скорректированной на процентную ставку, известную как стоимость капитала.
Объем денежных потоков определяется ростом и операционными прибылями, получаемыми в ходе исполнения стратегии, а также уровнем инвестиций. Скорость, устойчивость и предсказуемость потоков зависят от способности компании удовлетворить своих покупателей и добиваться высокого уровня их удержания.[14]
Достижение целей роста и прибыльности зависит от маркетинговой стратегии компании. В основе долгосрочных стратегий роста и прибыльности компании лежит освоение привлекательных целевых рынков и развитие устойчивых отличительных преимуществ.[15]
Способность рекламы увеличить прибыль предприятия становится априорным выводом в микроэкономической науке.
Исследователи микроэкономике утверждают, чтобы обеспечить максимум прибыли, доля расходов на рекламу в стоимости продукции должна равняться по абсолютной величине отношению эластичности спроса расходам на рекламу к эластичности спроса по цене.
Авторы замечают, что подобный подход позволяет более точно увидеть эффективность инвестирования в рекламу на предприятии.[16]
Экономика не является единственной теоретической базой, на основе которой специалист по маркетингу ищет решение проблемам, которые возникают на конкурентном рынке.
3. Социологические основы маркетинга.
Можно условно сказать, что маркетинг индустриального развития общества имеет сугубо экономическое содержание, а в эпоху постиндустриального развития – психологическое и социологическое.[17]
В традиционных (индустриальных) обществах, дефицит товаров и услуг диктует один и тот же уровень и структуру потребления для различных представителей (индивидуальных потребителей) общества, классов, социальных групп.[18]
В обществе изобилия продуктов и услуг (обществах постиндустриального развития)[19], выбор потребителей (спрос) оказывает решающее влияние на развитие производства и качество продуктов, конкуренцию на различных производственных и потребительских рынках.
Социологическая модель маркетинга базируется на предположении, что основную роль в покупательском поведении играет социальная (общественная) среда, в которой человек осуществляет свое поведение и к которой он хотел бы принадлежать.[20]
К основным факторам этой модели относятся: культуры и субкультуры, социальные классы, референтные группы, семья, социальные роли и статусы.
Культура изучает «жизненный путь» всего общества. В фокусе ее внимания ритуалы, обычаи, нормы, ценности, использование человеком системы убеждений, символов[21].
До сих пор культуру массового потребления ортодоксальные философы и социологи склонны считать целенаправленной манипуляцией, нарушающей потребительский суверенитет личности.[22]
В современном обществе потребитель все меньше становится «жертвой рекламы», скорее сама реклама является отражением потребительской нелояльности.
В маркетинге культура массового потребления рассматривается с теоретических позиций (постиндустриализма, постмодернизма)[23], согласно которым в развитых обществах, потребление поддерживается и поощряется с целью стимулирования производства разнообразных товаров и услуг, предпринимательской активности людей.
В этих условиях, потребление является основой статусного дифференцирования всех социальных групп.
Таблица 1. Постмодернистские состояния и их основные темы[24].
Следует иметь в виду, что маркетинг в условиях одной культуры, существенно отличается от маркетинга в условиях другой культуры (субкультуре).[25]
Знание о культуре используется маркетологами, чтобы охарактеризовать и выбрать рынки, для создания адекватных маркетинговых стратегий.
Микросреда индивида – это его референтное окружение: семья, родственники, друзья, коллеги по работе, лидеры мнений и др. Членам референтных групп свойственно стремление к унификации своего образа жизни, включая приобретение товаров.[26]
Семья является наиболее важной хозяйствующей организацией общества. Именно в семье, начинают формироваться основные роли, которые выполняются членами семьи.
Многочисленные исследования свидетельствуют о решающей роли мужа - главы семьи при выборе автомобиля, жены – при выборе бытовой техники, одежды, посуды.[27]
На потребительское поведение личности оказывает влияние социальный статус, различные роли, которые она выполняет в своей профессиональной деятельности, в семье и повседневной жизни.[28]
Товары или торговые марки, бренды могут являться символами статуса потребителя, стремящегося отделить, «отстроить» себя от других.
Растущая социальная дифференциация в обществе, сопровождается ростом престижного или демонстративного потребления со стороны ее богатой части.
Вещи самым тираническим образом создают категории личностей («статусные группы») – они стерегут порядок социального смысла.[29]
Шикарные автомобили, виллы, яхты - наглядный пример демонстрации более успешного материального положения человека, который «транслирует», таким образом, свой статус хозяина.
Заметную роль играет влияние на покупательское поведение человека лидеров мнений. Находясь под «прицелом» неформальной группы человек стремится подражать лидеру группы, как, впрочем, и свергнуть его с пьедестала.[30]
Положение, которое занимает индивид в обществе, его репутация и имидж, его моральные и нравственные принципы и другие социологические факторы могут оказывать решающее влияние на его потребительские предпочтения и запросы[31].
В рамках социологической модели маркетинга покупки, преимущественно, делаются не потому, что потребности реально существуют, а потому, что они подтверждают социальный статус и положение человека в обществе.[32]
Особое место в маркетинге получили такие понятия, как: «сети» и «система связей», которые в социологии используются для описания систем отношений между субъектами ролей.[33]
В маркетинге сетевой подход широко используется для объяснения системы связей предприятия с контрагентами и партнерами, который получил название маркетинг партнерских отношений.
Определение причин, по которым предприятия или конечные потребители предпочитают приобретать те или иные продукты на конкретных рынках, у разных производителей (владельцев марок) проводится посредством различных методов и инструментов исследований, которые используются в социологии.[34]
Методы сбора информации в маркетинговой практике многообразны. Исследователи используют более 20 способов и методик сбора рыночной информации.[35]
Обменные процессы на рынке материального характера все более замещаются нематериальными факторами.[36]
Социологическая теория позволяет приблизиться к пониманию сущности коммуникации, составляющей основу феномена рекламы.[37]
По мере трансформации рынка продавца в рынок покупателя[38] социальные факторы потребительского поведения все более вытесняют экономические факторы.
2. Психологические основы маркетинга.
Психологическая модель маркетинга базируется на предположении, что покупательское поведение зависит от таких факторов, как: тип личности, самооценка, жизненный опыт, система мотивации, установки и убеждения.
Психология изучает поведение индивидуумов. Исследования потребительского поведения на 80% посвящены индивидуальным покупателям, которые осуществляют свои покупки на потребительском рынке.
Наибольшее влияние на развитие маркетинговой теории оказали поведенческий анализ и теория бихевиоризма.[39]
Стремление удовлетворить свои постоянно возрастающие потребности различным способом - неотъемлемое свойство человеческой натуры. Этот вывод составляет основу возникновения и изменения стилей потребительского поведения.[40]
Теоретические положения бихевиоризма и необихевиоризма[41], психологические теории З.Фрейда,[42] А. Маслоу,[43] Ф. Герцберга[44] помогают специалистам по маркетингу глубже понять природу покупательского поведения различных категорий людей, влияние гендерных, возрастных и других индивидуальных особенностей на их поведение.
На выбор потребителями товаров и услуг оказывают воздействие психологические факторы, среди которых важное место занимают: мотивация, восприятие, усвоения, убеждение и отношения.
Принятие специалистами маркетинга той или иной теоретической модели мотивации, приводит к совершенно разным выводам относительно исследований потребителей и поиска эффективной коммуникационной стратегии.
Например, согласно теории З. Фрейда, объяснять выбор покупателем товаров или услуг методом анкетного опроса не имеет под собой никакого основания и смысла.
Утверждается, что люди не осознают свои мотивы и не могут адекватно объяснить свое поведение. Для выяснения истины необходимо провести несколько индивидуальных глубинных интервью, организовать фокус-группы, чтобы приблизиться к пониманию реальных мотивов выбора потребителем того или иного товара или услуги.[45]
Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга утверждает, что человек осуществляет свой выбор в силу внутреннего удовлетворения, а отказывается в силу недовольства.
Для маркетинга этот, простой вывод, имеет существенное значение в поиске оснований для позиционирования торговой марки и выборе стратегии брендирования продукции.
В соответствие с теорией иерархии потребностей А.Маслоу, люди приобретают товары в соответствии со степенью значимости влияния на них различных потребностей.
Согласно распространенной в маркетинге психологической теории мотивации, помогающей лучше понять особенности покупательского поведения людей, используется, так называемая, «пирамида потребностей» А. Маслоу.[46]
Рис 5. Иерархия потребностей А. Маслоу[47]
Теория А. Маслоу утверждает: не имеет большого значения, каким образом утоляет жажду, голод или свое стремление к карьере русский человек или европеец. В любом случае человек стремится при ограниченности средств и условий к большему потребительскому разнообразию.
Чем дальше человек отдаляется от необходимости удовлетворения физических потребностей, тем в большей степени он подвержен манипулированию со стороны рекламы.
Психологическая наука утверждает, что формирование спроса на рынке носит социально-психологический характер.[48]
Маркетологи используют богатый арсенал методов и средств прикладной психологии.
Выясняя эффективность информационного воздействия на принятие решений потребителями о покупке, специалисты маркетинга используют в своих исследованиях рынка такие психологические методы, как: тестирование, эксперимент, наблюдение и др.
Психологическая наука углубляет представления и инструментарий специалистов маркетинга в исследовании особенностей покупательского поведения в меняющемся мире вещей.[49]
2. Основные исторические этапы эволюции концепций маркетинга.
1. Первый этап эволюции маркетинга (1860-1950 гг.). Этот длительный исторический этап, в свою очередь, подразделяется на три последовательных периода.
Период 1860-1920 гг. характеризуется процессами совершенствования производства, основная цель которого заключалась в увеличении объемов и ассортимента выпускаемой продукции.
Период 1920-1930 гг. отличается тем, что производители, по мере роста объемов производства и ассортимента продукции, вынуждены были сосредоточиться на проблеме совершенствования выпускаемых товаров, за счет повышения их качества и улучшения соответствующего ассортимента.
Концепция совершенствования товара. Это концепция управления маркетингом, в ситуации, когда потребители отдают предпочтение товарам, которые имеются в продаже, пользуются спросом и доступны по цене. В этом случае целью компании является совершенствование производства этих товаров, снижение издержек.
Ориентация на совершенствование товаров находит свое выражение в форме ответов на следующие вопросы:
- что продается? (основные характеристики товара),
- кому продается? (целевая группа потребителей),
- как продается? (ценовая политика, прогноз относительно уровня продаж).
Эта концепция основывается на том, что каждый товар имеет качество и цену, и поэтому нуждается в своей программе маркетинга, отражающей его специфику.
Период 1930-1960 гг. характерен тем, что доминирующей программой своей деятельности предприниматели считают увеличение финансовых расходов на стимулирование сбыта своей продукции к потребителю.
В 40 и 50 годы по мере развития товарных рынков и насыщения товарами массового спроса стала складываться концепция совершенствования сбыта товаров.
Концепция совершенствования сбыта (продаж) исходит из понимания менеджмента, согласно которому потребители по своей натуре никогда не будут добровольно покупать всю выпускаемую предприятием продукцию, поэтому оно должно вести агрессивную политику продаж и интенсивно продвигать на рынок свою продукцию.
Эта концепция представляет собой широкую систему стимулирования сбыта, которая включает в себя технологии интегрированных маркетинговых коммуникации (ATL, BTL, PR).
Концепция совершенствования сбыта товаров и услуг именуется также концепцией интенсификации коммерческих усилий.
Первый этап эволюции маркетинга знаменуется созданием рынка потребителя – рынка, где предложение (товары и услуги) превышает спрос.
2. Второй этап эволюции маркетинга (1950-1970 гг).
В этот период формируются три базовых концепции, составляющих фундаментальный характер для организации маркетинговой деятельности: функциональный, институциональный и товарный подходы.
Это функциональный подход, который основывается на внутрифирменном планировании сбытовой деятельности. «Первую скрипку» на рынке начинают играть оптовики, посредники (дистрибьюторы и дилеры). Это время появления логистических схем в маркетинге.
Институциональный подход концентрирует внимание предпринимателя на конечном потребителе в рознице. Розничная торговля и ее эффективная организация становится главной заботой маркетинга (мерчандайзинг).
Товарный подход в маркетинге основывается на тщательном изучении покупательских предпочтений. Это время начала маркетинговых исследований рынка и на основе их результатов строится работа по совершенствованию и модификации товаров.
Второй этап эволюции маркетинга – это начало формирования концепции маркетинга потребителя. Главный тезис этой концепции в том, что потребитель покупает не сам товар, а свойства этого товара, его потребительскую полезность.
В 50-60-е годы маркетинг стал рассматриваться как процесс более широкий, чем внутрифирменное планирование.
Маркетинг постепенно становится «философией бизнеса». Крупнейшие корпорации приняли концепции маркетинга на вооружение. В этот период стали создаваться департаменты маркетинга на предприятиях.
В этот период приходит осознание специфических функций отдела сбыта и маркетинга.
Рис 6. Концепция интенсификация коммерческих усилий[50]
В начале 60-х годов получила развитие концепция управления маркетингом бизнеса предприятия, основанная на удовлетворении нужд и запросов потребителей.
Эта концепция использует рыночный подход к бизнесу, основанный на приоритете потребителя, как главного агента рыночных отношений, его потребностях, интересах и запросах.
Венцом рыночного подхода к бизнесу на основе маркетинга в 60-е годы стала концепция маркетинга-микс, , предложенная Э.Дж. Маккарти в 1960году.
В типологии Маккарти 4 «Р» четыре класса элементов управления со стороны менеджмента, начинающимися с начальной буквы «Р»: Product, Price, Place и Promotion (Товар, Цена, Место и Продвижение).
Эта маркетинговая концепция содействовала формированию, а затем, развитию различных технологий и инструментов управления маркетингом на предприятиях, в организациях: сегментирования рынка и позиционирования товаров и услуг.
Потребительская концепция управления маркетингом легла в основу формирования концепции и стратегий брендинга.
Маркетинг все более приобретает системный характер в управлении компаниями на конкурентном рынке. Связь между производителем и потребителем обеспечивает микромаркетинг.[51]
Маркетинг в качестве системы обеспечения взаимодействия на уровне общества с целью удовлетворения потребностей конечных потребителей рассматривается как макромаркетинг.[52]
Переход с изучения проблем поведения на рынке компании на уровень социальной системы послужило основанием для развития новых подходов к маркетинговой деятельности, получивших название холистического маркетинга[53], социально-этического маркетинга, консьюмеризма, стратегического планирования.
1950-60-е годы это время расцвета массового маркетинга.
3. Третий этап эволюции маркетинга (1970-1990 гг).
На этом этапе маркетинг становится одним из главных элементов корпоративного стратегического управления, нацеленный на адаптацию предприятия к внешней экономической и политической средам.
На этом этапе широкое распространение получила концепция стратегического маркетинга, предусматривающая в качестве приоритета потребности покупателей и одновременно наличие конкуренции в отличие от концепции маркетинга, ориентированной на потребителей.[54]
70-90-е годы время дифференцированного маркетинга. Этот этап сегментирования рынка.
К концу 80-х годов маркетинг стал приобретать новые черты. На этом этапе трансакционный маркетинг все более трансформируется в маркетинг взаимоотношений, партнерских отношений.
В 70-80 е годы крупные предприятия и компании стали все более уделять внимание социальной ответственности своего бизнеса перед обществом и государством.
В это время получает развитие социально-этическая концепция маркетинга или социально-ответственного маркетинга, где целью компании выступает установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и их удовлетворение более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении и повышении благосостояния, как потребителей, так и общества в целом.
4. Четвертый этап эволюции маркетинга 1991 г . по настоящее время.
В 90-е годы получила развитие концепция партнерских отношений, или маркетинг отношений. Это система взглядов на управление маркетингом с целью формирования долгосрочной лояльности потенциальных потребителей на основе тесного взаимодействия в процессе создания ценностей и получения на этой основе потребительских выгод и прибыли для предприятий.
Укрепление взаимоотношений с клиентами обеспечивает использование новых технологий - CRM – системы.[55]
Современная парадигма маркетинга, ориентированного на рынок требует от менеджмента постоянной изобретательности.
Выигрывают те компании, которые инвестируют денежные средства на технологическое совершенствование своей продукции, сокращая текущие расходы и увеличивая акционерную стоимость компаний.
Для современного менеджмента в сфере маркетинга характерно не просто увеличение продаж и доли рынка, а создание уникальных товаров и услуг, внимание к инновационным программам.
Одной из устойчивых тенденций современного маркетинга является его приспособление к новой информационной среде.
В области сбыта, опираясь на информационные технологии и Интернет, менеджеры разрабатывают новые технологии развития интерактивных связей с поставщиками и посредниками.
В условиях насыщения рынка товарами и услугами, усиления конкурентной борьбы на нескольких потребительских рынках, менеджмент все более заботит разработка рыночных ниш.
3. Классификация маркетинга: типы, формы и виды.
Разновидности, формы и типы маркетинга связаны с его объектами, в отношении которых прилагаются необходимые усилия.[56]
Рассмотрим основные типы, формы и виды маркетинга.
В зависимости от типа стратегии охвата рынка предприятие стоит перед выбором одного из трех видов маркетинга:
Недифференцированный маркетинг. В этом случае предприятие не обращает внимания на различия между рыночными сегментами, а концентрирует внимание на их общих характеристиках и подходит ко всему рынку, как к единому целому, с одинаковым для всех покупателей товаром.
Такой тип маркетинга называют также массовым, при котором производитель ориентируется на широкий круг потребителей и использует один базовый комплекс маркетинга для стандартного продукта.
Это массовое производство, массовое распространение, массовая реклама с односторонним обращением к потребителям через общедоступные традиционные средства (ТВ, радио, печатные издания, рекламные щиты) в отличие от двухстороннего обращения, которое примменяется в прямом маркетинге.
Этот тип маркетинга, более всего, характерен для некоммерческих организаций, в особенности государственных учреждений, которые страдают тягой к стандартизации своих предложений, экономии затрат, не только на их производство, но и на их рекламу.
Дифференцированный маркетинг. В этом случае организация или предприятие обращается также ко всему рынку, но с специальным предложением, программой и специально разработанным комплексом маркетинга для каждого его сегмента.
Например, производитель автомобилей Volvo и Лада заявляет, что он производит легковые автомобили для каждого сегмента базового рынка, тем самым, настраивая ценовую, распредителительную и коммуникационную политику для каждого обслуживаемого потребительского сегмента.
В сфере распространения товаров, используется, так называемый, многоканальный вид маркетинга, при котором предприятие создает два и более каналов распределения для обслуживания одного или нескольких сегментов рынка. Например, сбыт строительных материалов напрямую строительным организациям и, тот же сбыт, через оптовых и розничных торговцев.
Маркетологи делят потребителей на сходные группы в соответствии с географическими (место покупки), демографическими (возраст, доход, род занятий) и психографическими (мотивы покупки, стиль жизни) критериями в отношении ими покупки продукта, его цены, системы распределения и соответствующих стимулов приобретения.
Концентрированный маркетинг является одной из стратегий маркетинга предприятия, при которой она стремится к охвату наиболее крупной части одного или нескольких субрынков. Эта стратегия чаще всего используется в случае, когда ресурсы предприятия ограничены.
Этот тип маркетинга сопровождается по сравнению с массовым маркетингом высокой степенью риска, так как более сильный конкурент может предпринять решение об экспансии на этом сегменте рынка. Распространение приобретает индивидуализированный подход к маркетингу, основывающийся на идее, что к разным покупателям должен быть и разный подход, т.е. каждому клиенту должен быть подобран индивидуальный подход, наилучшим образом отражающий потребности данного клиента.
Эффективное использование этих трех видов маркетинга зависит от тщательности в понимании потребностей фактических и потенциальных потребителей базового рынка и ресурсов самого предприятия.
Просвещенный маркетинг – это своеобразная философия маркетинга, заключающаяся в том, что маркетинг предприятия должен поддерживать оптимальное функционирование системы сбыта продукции в долгосрочной перспективе.
Выделяют пять принципов просвещенного маркетинга:
-ориентация на потребителя;
- инновации;
- повышение ценностной значимости товара;
- осознание миссии организации;
- следование концепции социально-этического маркетинга.
Наиболее популярная модель и концепция маркетинга - маркетинг менеджмент.[57]
Маркетинг менеджмент (marketing-management) - это деятельность менеджеров по маркетингу по определению целевых рынков, изучению потребностей потребителей на этих рынках, разработки товаров, установлению на них цен, выбору организации каналов распределения, способов продвижения продукции посредством обмена, удовлетворяющего потребности заинтересованных групп.
Маркетинг менеджмент на практике используется в организациях и на предприятиях, как одна из функций управления.
Главные направления его деятельности раскрывает американская модель маркетинга 4 «Р», включающая первые буквы английских терминов: 1. товар (product); 2. продвижение (promotion); 3. цена (price); 4. место (place).
Потенциальная прибыльность этих факторов маркетинга компании и их соответствие рынку оцениваются, как правило, маркетинговыми исследованиями.[58]
Для сферы услуг используется расширенный комплекс маркетинга- микс «7P», где кроме управляемых элементов комплекса маркетинга «4Р»: 1. товар (product), 2. продвижение (promotion), 3. цена (price), 4. место (place), принимаются во внимание такие факторы как: 5. персонал (personnel), 6. процесс (process), 7. физическое окружение (physical surround).
Исследователи потребительского поведения используют маркетинг - микс потребителя «4С» - (4cs).[59]
Потенциальная прибыльность этих факторов маркетинга компании и их соответствие рынку также оцениваются результатами маркетинговых исследований.
В зависимости от характера спроса, имеющего место на рынке, различают следующие типы маркетинга:
- конверсионный - тип маркетинговой практики в условиях отрицательного спроса, когда значительная часть рынка не принимает продукт и даже готова заплатить определенную цену за отказ от его использования.
Задача маркетинга, состоит в изменении этой ситуации, используя набор маркетинговых инструментов: изменение продукта или его свойств, коррекция цены, более эффективные программы продвижения;
- стимулирующий - маркетинговая деятельность, направленная на создание дополнительных стимулов для покупки, помимо необходимости или желания приобрести товар. Например, предложение подарков покупателям;
- ремаркетинг используется в случае падения спроса. Стратегия этого вида маркетинга попытка восстановления спроса с помощью проникновения на новые рынки, изменения свойств товаров, ориетированных на новые потребности покупателей;
- поддерживающий используется в условиях полноценного спроса, когда организация удовлетворена объемом сбыта. Задачей поддерживающего маркетинга является поддержание существующего уровня спроса с учетом измерения системы предпочтений потребителей и усиления конкуренции;
- демаркетинг – применяется в условиях чрезмерного спроса. В этом случае используются различные способы и методы, позволяющие снизить спрос.
Это могут быть меры по снижению рекламы на сегменты рынка, передача прав на производство продукта, его реализацию другому предприятию (франчайзинг);
синхромаркетинг используется в условиях колеблющегося спроса для стабилизации сбыта. Сбыт колеблется на сезонной, ежедневной или почасовой основе.
Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса во времени или с помощью гибких цен;
противодействующий маркетинг применяется при иррациональном спросе, который создает угрозу благополучию общества в целом или безопасности отдельных его индивидов (алкоголь, табак, оружие).
Задача маркетинга - ликвидировать или максимально снизить спрос, используя такие методы как: повышение цен, запрет или ограничение рекламы, антиреклама, ограничение доступа товара, формирование общественного мнения, негативного по отношению к потребителям данного товара;
развивающийся маркетинг связан с формированием спроса.
Этот тип маркетинга используется в ситуациях, когда есть потенциальный спрос (есть потребительский спрос на какую-либо вещь, которая еще не существует в виде конкретного товара).
В данном случае стоит задача потенциальный спрос превратить в реальный, доставить или создать такой товар.
В зависимости от целей обмена, результатов той или иной сферы деятельности различают коммерческий и некоммерческий маркетинг:
- коммерческий используется в организациях, ставящих своей основной целью извлечение прибыли.[60]
Этот вид маркетинга применяется на предприятиях, выпускающих:
товары повседневного спроса (зубная паста, хлеб, молоко, минеральная вода и т.п.);
товары длительного пользования (автомобили, компьюторы, мобильные телефоны);
потребительские услуги (ремонт, страхование);
товары промышленного назначения (двигатели, мащинное оборудование, трубы, детали и запчасти, сырье и материалы, информацию и т.п.)[61];
- некоммерческий - применяется в общественных интересах и целях, в отличие от маркетинга, стремящегося к получению прибыли.
Этот тип маркетинга имеет своей целью осуществление пропаганды идей (например, прав человека), товаров и услуг.
Используется в сфере образования, здравоохранении[62], других социальных областях и гуманитарных проектах.
Маркетинг образования – маркетинг товаров и услуг, относящихся к сфере образования. С развитием системы платного образования, особенно в системе профессионального обучения и переподготовки кадров, образовательные услуги все более приобретают черты товаров, что в свою очередь, требует усилий маркетинга и рекламы. Однако, как и в здравоохранении, маркетинг в образовании ограничен некоммерческим статусом этих учреждений, часто принадлежащих государству и поэтому его реализация, сопровождается сложностями и проблемами.[63]
В зависимости от масштаба использования своих инструментов маркетинг рассматривается как:
микромаркетинг – это маркетинговая деятельность, предпринимаемая с позиции учета интересов только отдельной фирмы.
Например, постановка целей и задач, выбор целевых сегментов, разработка продукции, рыночных стратегий и рекламных кампаний для специфических географических, демографических и психографических сегментов рынка;
макромаркетинг - маркетинговая деятельность, направленная на широкие массы потребителей без учета специфических географических, демографических и психографических особенностей различных сегментов рынка;
мегамаркетинг, который характеризует маркетинговую деятельность глобального характера, где, кроме традиционных элементов маркетингового комплекса, используется власть и отношения с общественностью.
Эти инструменты маркетинга позволяют преодолеть влияние внешних сил – правительства, СМИ, различных группировок и некоторых компонентов маркетинговой среды фирмы, неподвластных контролю традиционного маркетинга.
По сфере применения выделяют потребительский, промышленный и маркетинг услуг.
Потребительский маркетинг используется там, где стороны обмена, с одной стороны, представлены компаниями, а с другой – клиентами, (consumer marketing, b2c). Он нацелен на осуществление усилий по взаимодействию компании с потребителем.
С точки зрения производителя потребительских товаров существуют следующие виды потребительского маркетинга:
маркетинг, направленный на потребителя (доминантный pull-marketing). Это классический маркетинг марочных товаров, где акцент делается на потребителя или пользователя продукта.
Производитель путем использования традиционной рекламы в средствах массовой информации и инструментами маркетинговой коммуникации (промоушен) стремится создать в глазах потребителя позитивный образ товара и добиться того, чтобы товар был ему хорошо известен. Тем самым производитель пытается создать спрос со стороны торговли через потребителя, при этом торговля ведет данную марку;
маркетинг розничной торговли это деятельность по формированию марки (дифференциация, качество, постоянство), вниманию к товародвижению (склад) и элементам маркетинга-микс (продукт, цена, место и продвижение товара).[64]
Специалистам отдела маркетинга, осуществляющих свою деятельность в ритейле, приходиться уделять внимание удовлетворению потребностей, как конечных потребителей, так и промежуточных звеньев. Специфика этого вида маркетинга заключается в его особом внимании к управлению персоналом;[65]
вертикальный маркетинг представляет собой систему сбыта продукции, состоящую из производителя, оптовых продавцов и ряда розничных продавцов, работающую под единым управлением.
Одно из звеньев этой цепи доминирует в качестве собственника (обычно производитель), остальные звенья работают в качестве дистрибьюторов и дилеров, получая от собственника необходимые привилегии.
Промышленный маркетинг (industrial marketing, b2b) используется в условиях взаимодействия предприятия с организациями–потребителями (деловыми, профессиональными), где предприятия приобретают товары для дальнейшего их производства и использования в рамках этих предприятий или в целях перепродажи другим потребителям.[66]
Маркетинг услуг представляет собой вид маркетинга, который осуществляется в качестве сопутствующей деятельности в комплексе с маркетингом потребительских товаров и средств производства.
Маркетинг услуг все более приобретает свои отличия от маркетинга товаров по мере нарастания нематериальных свойств услуг.[67]
К услугам относятся все экономические блага, которые нельзя отнести к сельскому хозяйству или промышленному производству.
Специфика услуг: их процессный характер, неосязаемость, невозможность хранения и транспортировки, находит свое отражение в системе маркетинга, которую использует предприятия сферы обслуживания.
Сфера услуг демонстрирует активный рост. Ее доля в экономике постоянно повышается. В среднем около 70% ВВП развитых стран производится в секторе услуг, темпы роста этого сектора (16% в год), намного выше темпов роста сферы торговли (лишь 7% в год).[68]
Сетевой маркетинг получил распространение в России в 90-е гг..
Его технологии базируются не на масштабной рекламе, а на передаче товара и опыта продаж от одного дистрибьютора к другому. Впервые разработал и применил его Марк Хьюз (1956–2000), основатель корпорации «Гербалайф».
Его также называют многоуровневым маркетингом, который построен на создании сети покупателей-продавцов.
Дистрибьюторы производителя, продав определенный товар, просят покупателя за определенную плату найти новых покупателей, те, в свою очередь, просят найти очередных покупателей.
Новаторский или инновационный маркетинг направлен на постоянные поиски организацией товаров, пользующихся спросом, концентрируя свои усилия на совершенствовании своего маркетинга.
Инновационный маркетинг нацелен на поиск проектов, идей, направлений перспективных исследований и их результатов,
оценку рыночной и инвестиционной привлекательности проектов, связанных с внедрением технологических новшеств, коммерциализацией технологий, выведение на рынок новых продуктов.[69]
По территориальному признаку выделяют национальный (региональный, местный) и международный маркетинг (внешнеэкономический, глобальный, мировой):
региональный маркетинг осуществляется в пределах определенного региона страны, а деятельность местного направлена на местную аудиторию, проживающую в непосредственной близости от производителя товаров, например, в том же городе или районе. Этот вид маркетинга осуществляется на внутреннем рынке;
международный маркетинг - это деятельность предприятия на зарубежных рынках, где требуется анализ более сложных объектов, которых нет на внутреннем рынке (таможня, валютные курсы, политика и культура других стран). Этот вид маркетинга осуществляется на внешнем рынке.[70]
Отличается от внутреннего рынка условиями сбыта, деловыми обычаями, национальными традициями, валютой, особенностями социо-культурной среды. Как правило, компания переводит за пределы национальных границ свою торговую практику, внося в её компоненты минимальные изменения.
В случае принятия решения утвердиться на зарубежном рынке, предприятие прибегает к международному маркетингу.
Разновидностью международного маркетинга является экспортный маркетинг, который связан с попытками реализации продукции в другой стране.
В зависимости от вида и направленности деятельности отдельного человека или организации или различают маркетинг: организации; отдельной личности, маркетинг мест, идей, инновационный[71], социальный маркетинг:
маркетинг организации направлен на реализацию самой организации, предприятия или отдельного бизнеса.
Этот вид маркетинга включает виды деятельности, направленные на создание, поддержку или изменение позиции либо поведения целевых потребителей по отношению к организации.
На практике, это усилия по PR. Предприятия и организации выступают спонсором кампаний по PR, инвестируют в корпоративную рекламу с целью улучшить свой имидж и репутацию, для сбора средств и привлечения новых членов или спонсоров;
маркетинг отдельной личности (эгомаркетинг) или персональный маркетинг направлен на создание, поддержку или изменение позиций конкретного лица, группы людей либо общества к нему.
Это своеобразный самомаркетинг, умение с выгодой «продать» обществу свою политическую партию, платформу, обеспечивая поддержку избирателей.
Этот вид маркетинга характерен для крупных организаций, которые располагают возможностями для карьерного роста.
Этот тип маркетинга активно используют «звезды» шоу-бизнеса, актеры и режиссеры, известные и популярные личности;[72]
маркетинг мест включает в себя виды деятельности, направленные на формирование, поддержку или изменение позиции людей, организации к конкретным географическим регионам и местностям.[73]
Эта деятельность, как правило, направлена на повышение значимости мест, с целью привлечения туристов, новых жителей, богатых компаний и даже инвестиций. Этот вариант маркетинга, также называют маркетингом мест отдыха.
Подобной деятельностью занимаются турагентства, авиакомпании, нефтяные компании, отели и гостиницы, государственные учреждения; [74]
маркетинг идей. Можно сказать, что любой маркетинг сводится к маркетингу идей.
Сюда относится: борьба с употреблением алкоголя и курения, наркотиков и иных социальных недугов. Это кампании в поддержку культуры, охраны памятников, животных, образования, детей-сирот, донорства, окружающей среды и т.п.
Маркетинг идей тесно связан с социальным маркетингом, который направлен на разработку и реализацию программ по пропаганде социальных проектов и идей, мотивов или практики, нацеленных на конкретную целевую группу.[75]
Маркетинг идей тесно связан с социальным маркетингом, который направлен на разработку и реализацию программ по пропаганде социальных проектов и идей, мотивов или практики, нацеленных на конкретную целевую группу.[76]
В зависимости от сферы коммерческой деятельности, бизнеса выделяют: финансовый, банковский, недвижимости, жилья, спортивный и д.р.:[77]
- финансовый маркетинг или маркетинг финансовых услуг. К числу клиентов этого маркетинга относятся банки, страховые компании, пенсионные фонды, биржы и т.п. финансовые учреждения или учреждения финансового бизнеса;
- банковский маркетинг направлен на установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг; выбор конкретных рынков и установление потребностей потребителей услуг банка; установление долго- и краткосрочных отношений по отношению к клиентам банка; внедрение новых видов продуктов и услуг в практику банка, соответствующих запросам рынка.
Для изучения рынков банковских услуг и потенциальных их потребителей банки используют традиционные приемы промышленного маркетинга;[78]
- маркетинг жилья – это деятельность по предложению на продажу или в аренду жилых единиц (квартир, дач, гаражей и т.п.). Это деятельность по изучению потребностей в жилье и предпочтений потенциальных клиентов с целью создания жилья в расчете на ценовые и прочие предпочтения потребителей. Традиционно проводится с помощью объявлений рубричной рекламы или агентов по торговле недвижимостью;
- спортивный маркетинг – маркетинг товаров, осуществляемый через спонсорство спортивных соревнований, спортивных команд, оборудования для спортивных соревнований, а также покупки-продажу игроков и целых команд.[79]
В последние годы, все более заявляет о себе маркетинг экологически чистой продукции, где ставится задача рекламировать и продвигать на рынки экологически безопасную или полезную продукцию.
К аспектам экологического маркетинга относятся разработка экологически безопасной продукции, многооборотной и поддающейся биохимическому разложению упаковки, энергосберегающих технологий, упаковка, где используется утилизированная макулатура, разработка бесфосфатных моющих средств, многооборотной тары для мусора и бутылок, использующих меньше пластика.
В 21 веке многие управленческие решения в бизнесе принимаются на основе использования современных информационных технологий, которые оперативно и быстро позволяют решить исследовательские и организационные задачи в маркетинге.
Наряду с совершенствованием традиционных форм маркетинга набирает силу, так называемый, виртуальный маркетинг.
Виртуальный маркетинг – представляет собой систему знаний о предложении товара на рынке на основе информационных технологиях, интегрирующих маркетинговую деятельность во внутренней и внешней среде предприятия.
Виртуальный маркетинг имеет ряд преимуществ по отношению к традиционному маркетингу, которые обеспечивают:
- значительно сократить время на поиск парнеров, осуществление сделок, разработку новой продукции и новых маркетинговых технологий;
-снизить асимметрию информации, что позволяет снизить информационные трансакционные издержки;
- снижение трансакционных издержек позволяет снизить риски связанные с неопределенностью;
- сократить время на разработку и внедрение новой продукции, оперативно оптимизировать ценовую политику, существенно сократить число посредников, издержки на сбыт и продвижение товаров и др.
Виртуальный маркетинг игнорирует пространственную локализацию, привязку к территории, конкретному рынку.[80]
Прямой тип маркетинга представляет собой интерактивную систему маркетинга, которая позволяет потребителю получить информацию, приобрести продукт без посредников с помощью средств информации или сделать то и другое одновременно, осуществляемый через Интернет или интерактивное телевидение.[81]
Хорошую эффективность приносит стратегия использования интегрированного прямого маркетинга (integrated direct marketing), реализуемого с помощью различных маркетинговых средств в несколько этапов с целью улучшения реакции потребителя на предложение товара и увеличение прибыли.
Например, последовательное применение рекламы, прямого маркетинга по почте, личных визитов торговых агентов.
Основными каналами прямого маркетинга являются: личные продажи, прямая почтовая рассылка, использование каталогов, баз данных, телемаркетинг, мобильная коммерция и электронный маркетинг:[82]
электронный маркетинг (э-маркетинг) продукции с использованием электронных средств определения потребительского рынка;[83]
маркетинг баз данных – это сбор, хранение, анализ и использование всех доступных данных о текущем или потенциальном потребителе с помощью компьютера.[84]
Продавец рассчитывает предсказать будущее потребительское поведение на основе анализа характеристик потребителей и их действий в прошлом.
Максимаркетинг – новый подход к торговому процессу, основанный на достижениях информационной экономике. Авторы книги «Новый маркетинг» Рэш С., Коллинз Т., заявляют: «максимаркетинг - это нечто большее, чем просто «составной маркетинг» или «многоплановый маркетинг», или «маркетинг на основе баз данных», или «взаимосвязанный маркетинг», или «маркетинг один на один», или другая составная часть нового маркетинга… Мы вместе с вами должны изучить и поддержать новое мышление относительно методов продажи товаров и услуг. Это новое направление маркетинга в стимулировании сбыта и в рекламе повышает вероятность успеха в период, когда телекомпьютерная технология изменяет картину бизнеса во всем мире»[85]
Популярным видом бизнеса, набирающим силу, становится событийный маркетинг (events marketing).
Основная задача которого - продвижение товаров компании и её марок с помощью ассоциирования компании, с каким – либо событием.
Это систематическая организация мероприятий как платформы презентации товара или услуги для того, чтобы с помощью эмоционального воздействия активизировать внимание целевой группы к товару или услуге.
Сюда же относится:
- маркетинг отдельного события - ситуация, когда спонсорские или какие-либо другие средства вкладываются в то, чтобы как можно больше людей посетили то или иное мероприятие;
- маркетинг с опорой на благотворительность (cause-related marketing) маркетинговая деятельность, связывающая продажи продукции компании с финансированием ею благотворительных или общественных мероприятий.
Среди новых видов маркетинга, получившим развитие в России, следует назвать:
- партизанский маркетинг (пм) (guerrilla marketing) использование нестандартных приемов и необычных методов продвижения продукции. Это скорее индивидуальный маркетинг, успех которого зависит от конкретного таланта и изобретательности специалиста по маркетингу. Это авторская импровизация в маркетинге.
Партизанский маркетинг подразумевает под собой отказ от прописных истин, нестандартность ходов, новизну решений, а также высокие результаты при существующих ограниченных финансовых возможностях и кадровых проблемах. Здесь, при отсутствии серьёзных финансовых возможностей, особенно ценна оригинальная созидательная способность человеческого мозга, которая позволяет при минимальных затратах достигнуть больших и значимых для компании результатов внедрения в массы конечного продукта;[86]
- вирусный маркетинг (virus of marketing.) - стратегия, при которой товар, услуга или их реклама, так влияют на человека, что он «заражается» идеей распространения определенного контента и сам становится активным ретранслятором. Популярность вирусного маркетинга в последнее время заметно растет: быстрые интернет-каналы позволяют пользователям легко обмениваться видеоклипами, фотографиями и музыкальными файлами.
Распространению вирусного маркетинга способствует растущая популярность всевозможных онлайновых сообществ, блог-хостингов и социальных сетей (vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, moikrug.ru, liveinternet.ru и пр.).
Статистика показывает, что каждый четвёртый – пятый человек, получивший сообщение, которое показалось ему интересным, отсылает или даёт ссылку на него своему знакомому. Многие крупные компании и корпорации стараются активно использовать вирусный маркетинг для продвижения на современном рынке своих продуктов. Среди них находятся такие гиганты индустрий, как Mercedes, Volvo, Nissan, Adobe, Microsoft, IBM, American Express и многие другие;[87]
- буз – маркетинг (маркетинг, основанный на слухах) – тоже, что вирусный маркетинг. Основа этого типа маркетинга - слухи, передаваемые от человека к человеку;
- латеральный маркетинг (lateral marketing) от lateral - боковой, в сторону - нестандартный подход в маркетинге, противоположный вертикальному маркетингу, основанному на теории сегментирования и позиционирования. Это технология разработки новых товаров, новых идей, не «внутри определенного рынка», а за его пределами;[88]
- конвергентный маркетинг – комбинация нескольких коммуникационных каналов для донесения сообщения об организации.
Например, использование телевидения, радио, прессы, Интернет, прямого маркетинга и др. возможных каналов для проведения маркетинговой кампании.
При использовании конвергентного маркетинга организация должна создать такое рекламное сообщение, которое было бы эффективным при использовании в любом из средств распространения рекламы. Это то, что отличает конвергентный маркетинг от стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций;
экспомаркетинг - метод укрепления бренда, привлечения потребителей и, как следствие, увеличения прибыли с помощью масштабных презентаций, выставок, ярмарок.[89]
Виды, типы и формы маркетинга постоянно и активно изменяются и развиваются, приобретая новые черты и характеристики. Это объясняется ростом разнообразия развития рыночных отношений в новой экономике.
Увеличение прямых форм продаж (электронная торговля), возрастание ценовой чувствительности покупателей, снижение эффективности традиционной рекламы, появление новых коммуникационных каналов, нарастание гиперконкуренции и др. уникальные явления развития современных экономических и социальных отношений в обществе – объекты исследования новой разновидности маркетинга - цифрового маркетинга.
В качестве ответов на требования современной информационной экономике получает развитие маркетинг обратной связи, кибермаркетинг, виртуальный, мобильный, маркетинг устной коммуникации, нейролингвистический[90], кастомизированный и другие разновидности маркетинга.
Современные институциональные формы маркетинга получают воплощение в виде консалтинга, аналитической и исследовательской деятельности, коммуникационной и образовательной деятельности.[91]
Маркетинг тесно связан с искусством. В этом отношении, он всецело зависит от креативности, интеллектуальности и культурной зрелости менеджеров, которые участвуют в маркетинговом бизнесе или которые занимаются маркетингом в организациях.
Можно утверждать, что проникновение и закрепление маркетинга в организациях (различных форм собственности и сфер деятельности) в решающей степени зависит от компетентности и профессиональной зрелости специалистов маркетинга, их умения донести до акционеров и топ-менеджмента преимущества маркетинговой ориентации бизнеса в условиях конкурентного рынка.
Профессиональная деятельность маркетолога воспринимается и оценивается в обществе неоднозначно не только в России, но и во всем мире.
Маркетинг пытаются представить как манипулирование потребительским поведением человека и ограничением свободы его выбора товаров и услуг.
Цель маркетинга, как одного из видов человеческой деятельности, направлена на удовлетворение многообразных потребностей человека, живущего в современном мире рыночного многообразия товаров и услуг.
Во всем мире и в России получает распространение концепция социально-ответственного маркетинга, которая призвана заменить традиционную концепцию маркетинга, в целях рационализации потребления и экологической защиты общества от нежелательных процессов производства.
Концепция социально-ответственного маркетинга[92] провозглашает задачей организации установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективным, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом.[93]
Начавшееся в 30-х гг., получившее свое институциональное развитие в 60-е гг. XX века в США движение в защиту прав потребителей, получает поддержку в РФ.[94]
Эта общественная реакция на действия производителей и продавцов товаров и услуг получила свое закрепление в консьюмеризме.[95]
Этическая сторона маркетинговой практики нашла свое отражение в международном кодексе ICC/ESOMAR/,[96] который принят ведущими социологическими и маркетинговыми компаниями России.
У маркетинга завидное будущее.
Молодого специалиста, который избрал маркетинг в качестве своей профессиональной деятельности, ожидает увлекательное путешествие в многообразный мир рынка, конкуренции, потребительского выбора, личностного и профессионального роста.
более полную версию см. сайт кафедры маркетинга и рекламы
kafmr.rggu.ru
kafmr.rggu.ru
[1] Котлер Ф. Основы маркетинга М.: Прогресс, 1990, с. 47
[2] По мнению П. Самуэльсона: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас и в будущем для потребления различных индивидов и групп общества». См. Самуэльсон П. Экономика. М.: «Вильямс», 2006 г.
[3] Макроэкономика изучает функционирование экономики страны в целом (в т. ч.отрасль), такие общие процессы и явления как: инфляция, безработица, бюджетный дефицит, экономический рост, государственное регулирование и т. п. Макроэкономика оперирует такими понятиями как ВВП, ВНП, совокупный спрос, совокупное предложение, платежный баланс, рынки денег, товаров и труда, используя агрегированные показатели.
Микроэкономика изучает поведение экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. Предметом ее исследования выступают проблемы: потребителя или почему агенты выбирают именно определенные наборы благ (как правило, для конечного потребления); производителя: как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска; общего равновесия: как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; асимметрии информации: как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности; экстерналии: как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности; общественных благ: как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.
Микроэкономика изучает поведение экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. Предметом ее исследования выступают проблемы: потребителя или почему агенты выбирают именно определенные наборы благ (как правило, для конечного потребления); производителя: как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска; общего равновесия: как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; асимметрии информации: как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности; экстерналии: как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности; общественных благ: как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.
В последнее время все большую популярность у исследователей рынка приобретает американский вариант экономической теории – экономикс. См. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб.: Питер, 2003 г .
[4] Шевченко Д. А. Экономические основы маркетинговой теории // Вестник РГГУ, 2007. - № 12. - С. 146-175.
[5] Количественные методы анализа в маркетинге. Под редакцией Т. П. Данько, И. И. Скоробогатых. - Издательство: Питер, 2005 г .
[6] В микроэкономике потребительский выбор определяется законом убывающей предельной полезности. Кривые безразличия – решают проблему выбора. Концепция безразличия предполагает наличие альтернативных издержек (упущенных выгод). Индивид, приобретая какой-либо товар, отказывается от благ, которые были бы ему доступны при приобретении другого товара. При этом он попадает в состоянии безразличия только в том случае, если альтернативные издержки, связанные с выбором какого-либо товарного набора, не превышают совокупной полезности другого варианта. См. подробнее в кн.: Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. – М.: Дело, 2000 г .
[7] Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг. Издательство: Питер, 2008 г .
[8] Хулей Г., Сондерс Д., Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование.
Изд-во: Баланс Бизнес Букс,2005 г .
Изд-во: Баланс Бизнес Букс,
[10] Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002, с 27.
[11] Качалов И. Планирование продаж с точностью 90% и выше. – СПб: Питер, 2008 г .
[12] Специалисты по маркетингу используют этот факт при организации и мероприятий по брендингу.
[13] Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001 г .
[14] Там же, с.246
[15] Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2003, с. 102
[16] Это имеет важнейшее значение при формировании бюджета маркетинга и рекламы. Специалисты службы маркетинга хорошо знают, как сложно определить и обосновать величину необходимого рекламного бюджета. См.: Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.М.: Дело, 2001, с.465.
При расчете бюджета рекламной кампании на предприятиях используется пять наиболее общих методов: 1) ориентация на предыдущий год с учетом инфляции; 2) от наличных средств; 3) в процентах к сумме продаж; 4) ориентация на бюджет ближайшего конкурента; 5) исходя из поставленных целей и задач.
[17] Гелбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. Избранное. М.: Эксмо, 2008, с.31
[18] Маркс К. Капитал. М.: ЦСЭ, 2001. Т.1. Кн.1.
[19] П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М.: Плитиздат, 1992. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Эксмо, 2008. Тоффлер А. Третья волна. М.: АСТ, 1999. Ж. Бодрийяр Система вещей. М.: Рудомино, 1999.
[20] Ю.М. Резник Многогранный образ человека: предпосылки построения конфигуративной модели (очерки). Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2010. Том IV. Человек в поисках индентичности. М.: Ассоциация «Междисициплинарное общество социальной теории», 2010, с.18-62
[21] Дж. Дюи рассматривал импульсы и привычки в качестве основополагающих природы человека, которые постигаются им в процессе обучения. А. Этциони считает, что человек стоит перед вечным выбором удовольствия или долга, между стремлением к личному удовольствию или нравственному долгу. Скитовски Т. утверждает, что следует различать в потреблении два разных состоянии: комфорт – статистическое состояние, степенб близости к возбуждения к оптимальному и удовольствие – динамическое состояние, как движение по отношению к оптимуму.
[22] Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г .
[23] Лиотар Ж. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. ФоксолГ., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. СПб.: Питер, 2001.
[24] Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С.Психология потребителя в маркетинге. СПб: Питер, 2001, с. 43
[25] Резник Ю. М. Введение в социальную теорию: Социальная системология. М.: Наука, 2003 г . Каган М.С., Солонин Ю.Н. Культурология. Изд-во «Высшее образование», 2009 г .
[26] Энджел Д. Поведение потребителей. Учебник. Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999 г .
[27] Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2002 г .
[28] Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. М.:ИНФРА-М, 2001, с. 146-147
[29] Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 2001. с.207
[30] Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985 г .
[31] Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984
[32] Предложенная Т. Вебленом теория покупательского поведения показывает, что большая часть потребительских решений может быть объяснено в терминах социального воздействия и взаимодействия, а не с точки зрения экономических выгод и затрат.
[33] Коллинз Р. Социология философии. Сибирский хронограф. Новосибирск, 2002 г .
[34] Целью социологических исследований является общественное мнение, маркетинговых исследований – потребительские предпочтения покупателей. Социологические и маркетинговые исследования по способам и методам сбора информации совпадают. В прикладной социологии большее внимание уделяется полевым исследованиям, анкетные опросы (количественные методы), в маркетинге - качественные методы сбора информации (фокус группы, индивидуальные интервью, наблюдение).
[35] Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2001, с. 54. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание. М.: Издательский дом Вильямс», 2002, с. 76.
[36] Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 2001. с.173.
[37] Отграничив себя от окружающего мира, отмечает Н. Луман, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. См. Луман Н. Общество общества. Часть IV. Дифференциация.М.: Логос, 2006 г .
[38] Рынок продавца (seller’s market) - рыночная ситуация, где спрос превышает предложение, что позволяет продавцам повышать цены. Повышение цен может резко сократить покупки, и продавцы вынуждены снова снижать цены.
Рынок покупателя (buyer’s market) - рыночная ситуация, где предложение превышает спрос, в результате чего цены могут снижаться. Однако, снижение цен может привести к уходу с рынка продавцов, и тогда цены снова начнут расти.
Основатель бихевиоризма Г. Скиннер рассматривает данное направление поведение человека как реакцию на воздействие факторов окружающей среды. Поведение человека, согласно этой теории, совершается по схеме: стимул (наказывающий или усиливающий) – ответ (реакция, поведение) человека на данный стимул – действие (поведение) человека.
[40] Сформулированная А.Адлером концепция стиля жизни стала существенным вкладом в понимание поведения человека. Адлер полагал, что понимание человеческой личности требует признание того, что поведение каждого человека имеет социальный смысл, носит целостный характер, содержит определенные паттерны (стиль жизни), основанные на субъективном восприятии, направленные на достижение целей и стремление к успеху. Стремления человека определяются не просто физиологическими реакциями на внешнюю среду, а его индивидуальными ценностями. Психологическая энциклопедия.- СПб: Питер, 2003. с.534.
[41] Кларк Халл профессор Йельского университета (1886—1952) сторонник необихевиоризма ввел в формулу «стимул - реакция» другое среднее звено, а именно - потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.). Она придает поведению энергию, создает незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении (понятие, которое Халл заимствовал у И.П.Павлова). Реакция закрепляется и организм чему-то научается. Его формула выглядит так: стимул – организм – реакция. Организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Поведение начинается стимулированием из внешнего мира или из состояния потребности и заканчивается реакцией.
[42] Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., "Наука", 1989.
[44] http://trainingtechnology.ru
[45] Количественные методы маркетинговых исследований (quantitative methods) направленны на изучение мнений и оценок потребителей в ходе опросов. В анкетах используются открытые и закрытые вопросы. Они сформулированы так, чтобы получить ответы на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?» и «Сколько?». К таким методам относятся, прежде всего, массовые опросы потребителей.
Качественные методы (qualitative marketing research) направленны на изучение ценностей, убеждений, мотиваций, мнений и ощущений респондентов, где используются небольшие выборки респондентов. К этим методам относятся: углубленное интервьюирование, групповые обсуждения (фокус-группы). При этом интервьюер задает, как правило, вопросы типа: «Почему?», «Каким образом?».
[46] А.Маслоу пишет: «Моя теория во многом опирается на клинический опыт, но в тоже самое время, как мне представляется, достойно продолжает функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала в себя лучшие черты холизма Верхаймера, Гольдштейна и гештальт-психологии, а также динамический подход Ф рейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера». Маслоу А.Г. Мотивация и личность. –СПб.: Евразия, 1999, с. 77.
Согласно теории человеческой мотивации А. Маслоу, в основе человеческой активности лежат многообразные человеческие потребности, которые можно условно разделить на пять категорий, расположенных в строгой иерархической структуре: 1) физиологические нужды; 2) потребности в безопасности и самосохранении; 3) социальные потребности (в любви, привязанности и зависимости); 4) потребности в удовлетворении чувства собственного достоинства; 5) потребности в самоактуализации (в реализации своих возможностей и совершенствовании, а также в росте как личности, ее духовном развитии). См. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999 г .
[47] Армстронг Г., Вонг В., Котлер Ф., Сондерс Дж. Указ. соч., с. 361.
[48] Эффект присоединения к большинству – потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же товар, что и другие. Эффект сноба – если другие потребители начинают увеличивать потребление данного товара, сноб сокращает его потребление, чтобы отличаться от них. Эффект Веблена – повышение цены на товар, ведет к повышению потребительского спроса (демонстративное, престижное потребление).
[49]Лебедев-Любимов А.А. Психология в маркетинге Питер, 2008.Мозер Клайс Психология маркетинга и рекламы. Изд-во Гуманитарный центр, 2004. Статт Д. Психология потребителя. СПб.: Питер, 2003. Козырев А.А. Мотивация потребителей. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С.Психология потребителя в маркетинге. СПб: Питер, 2001
[50].Армстронг Г., Вонг В., Котлер Ф., Сондерс Дж. Указ. соч., с. 56
[51] Микромаркетинг (micromarketing) - маркетинговая деятельность, предпринимаемая с позиции учета интересов только отдельной фирмы. Например, постановка целей и задач, выбор целевых сегментов; разработка продукции, рыночных стратегий и рекламных кампаний для специфических географических, демографических и психографических сегментов рынка, в том числе для отдельного магазина.
[52] Макромаркетинг (macromarketing) - маркетинговая деятельность, направленная на широкие массы потребителей без учета специфических географических, демографических и психографических особенностей различных сегментов рынка.
[53] Холестический маркетинг – это подход, в котором делается попытка признать и сбалансировать разные компетенции и трудности маркетинговой деятельности.
[54] Стратегический маркетинг (strategic marketing) - это анализ потребностей и запросов ключевых потребительских групп, а также разработка и производство товара в конкурентной среде. Этот вид маркетинга исходит из того, что покупатель, приобретая тот или иной товар или услугу, не нуждается в продукте как таковом, а ищет решение своим проблемам.
[55] Система управления взаимодействием с клиентами (сокр. от англ. Customer Relationship Management System, CRM-система) — корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации CRM-стратегии компании, Её основные принципы таковы:
Наличие единого хранилища информации, откуда в любой момент доступны все сведения о предыдущем и планируемом взаимодействии с клиентами.
Использование всех каналов взаимодействия. Ранее к подобным каналам взаимодействия относили только телефонные звонки, электронную почту, события/встречи. Но с активным развитием веб-технологий появились другие каналы взаимодействия — регистрационные формы на веб-сайтах, рекламные ссылки, системы корпоративного веб-чата и т. д.
Постоянный анализ собранной информации о клиентах и подготовка данных для принятия соответствующих организационных решений — например, сегментация клиентов на основе их значимости для компании.
Этот подход подразумевает, что при любом взаимодействии с клиентом по любому каналу, сотруднику компании доступна полная информация обо всех взаимоотношениях с этим клиентом и решение принимается на основе этой информации (информация о решении, в свою очередь, тоже сохраняется).
[56] Ф. Котлер называет 10 основных объектов маркетинга. К которым относятся: материальные блага (товары); услуги;организации; личности (рынок знаменитостей); места и территории; события; эксперименты (опыт, технологии успеха); собственность (недвижимость, имущество, финансы); информация; идеи. См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11 изд. – СПб.: Питер, 2005, с.28-30
[57] Сухенко А. П., Шевченко Д. А. Стратегия просвещенного маркетинга как антикризисная платформа деятельности организации // Наука и искусство управления : вестник Ин-та экономики, упр. и права РГГУ - 2009. - № 1. - С. 75-81.
[58] Ван Ватершут У. Маркетинг-микс. В кн. Теория маркетинга. СПб.: Питер, 2002, с. 304-324
[59] Это условное обозначение четырех факторов потребительского поведения, включающее начальные буквы английских терминов 4 «С»: 1) решение потребителя (customer solution); 2) издержки покупателя (customer cost); 3) удобство (convenience); 4) коммуникации (communication). Четыре «С» потребителя соответствуют 4 «Р» продавца маркетинга-микс.
[60] Маркетинг. Парамонова Т.Н., ред. Учебник. М.: «Кнорус» – 2008 г .
[61] Лашманова Н.В. Информационные системы маркетинга. СПбГУП, 2006 г . Маркетинг в строительстве. М.: Юрайт-Издат, 2002 г .Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. М.: Вузовский учебник, 2007 г .
[62] Маркетинговые исследования в здравоохранении. Под ред. Проф. О.А. Васнецовой.: Москва: Авторская академия; Товарищество научных изданий КМК. 2008 г .
[63] Шевченко Д. А. Особенности производства и предоставления услуг в сфере образования // Экономический журнал. - 2005. - № 10. - С. 87-100.
[64] Фатрелл, Чарльз М. Управление продажами - 6-е изд. - СПб.: Нева, 2004.Парамонова Т.Н., Карасюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004 г . Никишкин В. В. Маркетинг розничной торговли. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2003 г .
[65] Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В., Романеева Е.В. Маркетинг в оптовой и розничной торговле.М.: «Кнорус», 2008 г .; Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А Мерчандайзинг Учебное пособие. М.: «Кнорус», 2008 г .
[66] Багаутдинова Н. Г. Промышленный маркетинг. М.: Экономика, 2004 г . Уэбстер Ф.Основы промышленного маркетинга. М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005 г .
Стивен У. Властелины каналов: как лидирующие компании создают инновационные стратегии маркетинга и продаж. М.: Изд. дом Гребенникова, 2006 г .
[67] Гумессон Э. Маркетинг услуг. В кн.: Теория маркетинга, указ соч., с. 324-342; Кристофер Л. Маркетинг услуг : персонал, технологии, стратегии - 4-е изд. - М. ; СПб. ; Киев : Вильямс, 2005 г .
[68] Миронова Н.В.Маркетинг различных типов услуг. Практический маркетинг и№4, 2003
[69] Джеффри А. Мур. Преодоление пропасти. Маркетинг и продажа хайтек-товаров массовому потребителю. Издательство: Вильямс, 2006 г . Баранчеев В. П. Маркетинг инноваций. Издательство: Благовест-В, 2007 г .Мур Дж.А. Внутри торнадо. Стратегия развития, успеха и выживания на гиперрастущих рынках. М.: Любавич, 2010
[70] Международный маркетинг: под ред. Н. А. Нагапетьянца. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-Дана, 2005 г . Сейфуллаева М. Э. Международный маркетинг. М.: ЮНИТИ, 2004 г .
[72] Годин С. Доверительный маркетинг: как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 г .
[73] Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. М.: Питер, 2006 г .
[74] Маркетинг в туризме. М, Альфа-М. – 2007 г .; Лесник А.Л. Гостиничный маркетинг: теория и практика максимизации продаж. М.: «Кнорус», 2009г.
[75] Котлер Ф., Вонг В. И др. Основы маркетинга. М.: ООО «Вильямс», 2010, с. 712
[76] Котлер Ф., Вонг В. И др. Основы маркетинга. М.: ООО «Вильямс», 2010, с. 712
[77] Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник, под ред. В. А. Алексунина. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : Дашков, 2007 г .; Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебное пособие/ под ред. Н.А.Нагапетьянца. – М.: Вузовский учебник, 2008 г .; Шок Патти Д. Маркетинг в ресторанном бизнесе. М. : Ресторанные ведомости, 2005 г ,; Бачурин А. А. Маркетинг на автомобильном транспорте. М.: Академия, 2005 г .; Цепилин А.В Маркетинг в управлении портфелем кредитных карт розничного банка: (на примере ЗАО "Райффайзенбанк Австрия") М., 2007 г .; Джанджугазова Е. А. Маркетинг туристских территорий. М. : Академия, 2006 г .
[78] Банковское дело под ред. В. И. Колесникова, М. "Финансы и статистика", 2000
[79] Маркетинг спорта. Под ред. Джона Б. и Саймона Ч. Издательство: Альпина Паблишерз, 2010 г .
[80] Цахаев Р.К. Основы маркетинга. М.: «Экзамен», 2007, с.32-33; Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 2000, №5, с. 38.
[81] Снежинская М. В. Директ-маркетинг. М. : Журн. "Упр. персоналом", 2007 г .
[82] Майкл Алекс. Мобильный маркетинг: создание конкурентного преимущества с помощью беспроводных технологий. М.: Группа ИДТ : Моби Марк, 2007 г .
[83]Васильев Г.А., Забегалин Д.А.. Электронный бизнес и реклама в Интернете "Юнити", 2008 г .;
Соколов К. Н. Маркетинговые инструменты создания и продвижения интернет-магазина . Сочи, 2006 г .
[84] Бачило, С. В. Директ-маркетинг. М. : Дашков, 2008 г ..
[85] Рэш С., Коллинз Т. Новый маркетинг. Челябинск: «Урал LTD», 1997 с.64-65
[86] Автором термина «партизанский маркетинг» называют американского специалиста Джей Левинсона, который в 1951 году придумал образ «ковбоя Marlboro» http://www.trilan.ru/articles/guerrilla-marketing.html 27.10 10г.
[88] Новый товар, услуга, стратегия стали решающими преимуществами в конкурентной борьбе на современном рынке. Как найти неординарное решение, вывести на рынок успешный продукт, развить в себе инновационное мышление
Именно такой подход дает возможность компаниям добиться большего успеха, поскольку результатом латерального маркетинга является создание нового рынка, а значит и получение большей прибыли. Пример применения латерального маркетинга может служить «Киндер-сюрприз» - и не шоколад, и не игрушка, поэтому напрямую не конкурирует ни с марками шоколада, ни с марками игрушек. Технология латерального маркетинга очень сильно напоминает «технологию разрыва». См.:Котлер Ф., Триас де Бес Ф. Латеральный маркетинг. Издательство: Альпина Паблишерз, 2010 г .
[90] Трайндл А. Нейромаркетинг: Визуализация эмоций. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г .
[91] См. об этом подробно, например, сайты: Российской Ассоциации Маркетинга, Российской Ассоциации Маркетинговых Услуг, Ассоциации Коммуникационных Агентств России, Гильдии Маркетологов.
[92] Шевченко Д. А. Корпоративная социальная ответственность - часть стратегического менеджмента. Проблемы становления и развития // Вестник РГГУ. - 2009. - № 18. - С. 80-94
[93] Котлер Ф.Маркетинг-менеджмент. 11-е изд. СПб.: Питер, 2005, с.55
[94] «О защите прав потребителей». Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
[95] Консюмеризм (англ. Consumerism от consumer — потребитель) — движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы. Представляет собой три основные группы: 1) государство, действующее посредством законодательства и регулирования.
2) группы, союзы, конфедерации, ориентированные на защиту окружающей среды и предоставляющие информацию потребителям, такие как, Гринпис. 3) бизнес, действующий посредством конкуренции и саморегулирования в интересах потребителей.
[96] Международный Кодекс ICC/ESOMAR призван укреплять доверие людей к маркетинговым исследованиям, а также демонстрировать соблюдение компаниями-исследователями этических и профессиональных принципов. Цель кодекса - установление этических принципов, которые должны соблюдать маркетологи; укрепление доверия общественности к маркетинговым исследованиям путём разъяснения, что настоящий Кодекс гарантирует всевозможную защиту их прав; объяснение особой ответственности при опросе детей и молодежи; обеспечение свободы сбора, получения и передачи информации; минимизация необходимости использования государственного и/или межгосударственного законодательства и регулирования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий