суббота, 5 февраля 2011 г.

Трудоустройство выпускников вузов

30.06.2004

Д.А. Шевченко. Трудоустройство выпускников вузов

Журнал "ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ".  № 11 (31), ноябрь 2001 г.
 
          Свою точку зрения на проблему высказывает руководитель центра маркетинга и информационного менеджмента Российского государственного гуманитарного университета, кандидат философских наук, доцент Дмитрий Анатольевич Шевченко.
          В социологическом плане рынок труда сегодня представляет собой два разных качественных объема: в мегаполисах потребность в высококвалифицированных кадрах гораздо выше, чем в регионах.
          Рассмотрим проблему на примере Москвы. Рынок труда с каждым годом становится более динамичным, и ситуация в профессиональном отношении существенно меняется. Однако найти работу по специальности все сложнее, а рассчитывать на творческое удовлетворение при этом трудно. Этот рынок пока формируется под воздействием скорее психологических, чем экономических факторов. Многие ранее непопулярные или труднодоступные профессии - экономиста, юриста, переводчика, психолога, менеджера - сегодня стали наиболее востребованными.
          Принимая решение о поступлении в тот или другой вуз, вчерашний школьник в большинстве случаев руководствуется соображениями престижа. Студенты за время обучения, как правило, достаточно хорошо определяются в ситуации на рынке. Многие имеют практический опыт работы в разных сферах деятельности, другим удалось пройти практику или найти работу по специальности, кое-кто пока только рассчитывает получить приглашение.
          Исследования показывают, что до 40% выпускников вузов за последние 3 года искали работу по специальности, а еще 20% - близкую к той специальности, которую они получили.
          По данным исследования, проведенного службой содействия трудоустройству выпускников РГГУ, среди студентов, окончивших факультеты управления и экономики в 1998 году, 60% заявили, что они работают по своей или смежной специальности. Среди них более 80% трудоустроились самостоятельно. Но сегодня это уже сложно сделать.
          По мнению правительства, Россию ждет глобальное перепроизводство специалистов с высшим образованием. Даже если экономическими и административными мерами резко сократить приемы в вузы, то все равно к 2010 году они выпустят в 2,5 раза больше специалистов, чем потребуется (1,2 млн. против 503 тыс.).
          Число вузов в России, включая коммерческие, больше, чем в США и Западной Европе. А число рабочих мест значительно меньше.
          Специалистов по экономике, юриспруденции стало в сотни раз больше, чем это требуется. И проблема здесь не только личностная - неэффективный индивидуальный выбор специальности, но и государственная - неоправданность тех финансовых затрат, которые государство несет, инвестируя эти образовательные программы. Еще один аспект - неэффективность использования трудового квалифицированного и интеллектуального потенциала общества.
          Такая ситуация руководство страны явно не устраивает. Президент дал распоряжение Министерству образования РФ до 1 октября провести полномасштабный мониторинг соотношения потребностей рынка труда и возможностей рынка образования. Задача, что называется, на засыпку. Дело в том, что единая база данных практически отсутствует.
          Сегодня спрос на получение высшего образования достиг своего пика. В вузы идут почти 90% школьников. Что же ждет окончивших вуз?
          Без грамотного резюме, рекомендательного письма или звонка получить работу трудно. А при устройстве могут предложить вместе с заявлением о приеме на работу написать второе - об увольнении по собственному желанию с открытой датой. И каждый решает сам, идти ли на такие кабальные условия. Надо быть готовым к тому, что и зарплата на первых порах будет просто мизерная. Многие соглашаются, лишь бы зацепиться, и верят, что в будущем смогут получать больше.
          С другой стороны, и работодателя понять можно. Какими деловыми качествами обладает молодой специалист? Как правило, нет никакого стажа, в то время как требуется 2-3, а то и 5 лет практической работы. Молодые люди обычно плохо понимают, что такое ответственность, не умеют рационально использовать время, не представляют практических последствий данных обещаний, соглашений с руководством. Раньше законодательно обеспечивалось закрепление молодых специалистов на месте работы сроком не менее чем на 2 года.
          Теперь никаких защитных механизмов для выпускников нет. Более 10 лет назад государство перестало регулировать процесс трудоустройства. Система "образование - трудоустройство" находится в полном дисбалансе и хаосе. Это реальный факт нашей действительности. Паниковать по этому поводу не имеет смысла. Но что-то делать надо. Гарантированного трудоустройства не обеспечивает уже никакое элитное образование, будь то МГИМО, МГУ, РГГУ, "Плехановка", Финансовая академия. Устроиться на перспективную работу, даже имея сильных родителей и связи, все труднее.
          Можно ли мгновенно и коренным образом изменить сложившийся дисбаланс между спросом рынка труда и предложением вузов? Видимо, нет. Механизм регулирования спроса и предложения формируется постепенно.
          В последнее время многие вузы активно занимаются организацией служб содействия трудоустройству выпускников. И это вполне объяснимо, так как это важный фактор собственной стабильности и выживания учебного заведения.
          Фирмы и компании в большинстве своем не очень озабочены дополнительным обучением персонала, внутрифирменной профессиональной подготовкой и переподготовкой. При этом бизнесу нужны ответственные практики, организаторы и исполнители. Значит, персонал должен решать эти задачи самостоятельно. Вот и растет спрос на второе высшее, специализированные курсы, другие образовательные программы, в том числе международного образца. Кстати, именно это - хорошая возможность сближения рынков труда и образования. Руководители образования, если они стремятся к его развитию, должны знать требования рынка.
          Необходимо продолжать развитие взаимодействия между работодателями и образовательными структурами. Это взаимодействие может стать рациональным, если стороны сумеют объединить свои интересы. И определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Хорошо себя зарекомендовало участие топ-менеджеров фирм в сопровождении дипломных работ студентов. Эффективно используется студенческая практика. Хорошие плоды дает совместная паспортизация профессий, проведение сертификации. Дальнейшее сближение сторон возможно при активном развитии образовательного менеджмента. Сегодня менеджеры от образования пока в огромном дефиците.
          Итак, для решения проблем трудоустройства выпускников необходима не только обдуманная политическая воля государства, цивилизованный характер развития рыночных отношений, но и активное взаимодействие вуза с предприятиями, заинтересованными в специалистах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий