суббота, 5 февраля 2011 г.

Эндаумент - экономический механизм взаимодействия государства и частного бизнеса

2008-03-25 Шевченко Д.А,, .д.э.н., проф., кафедра маркетинга и рекламы    РГГУ

Эндаумент - экономический механизм взаимодействия государства и частного бизнеса.
                                                        «Предприниматель, жертвующий средства
на благотворительность, должен понимать,
куда пошли его деньги».
Дмитрий Медведев

За последние годы удалось серьезно улучшить ресурсное обеспечение высшего образования.
Финансирование только из средств федерального бюджета выросло почти в два раза: с 71,8 млрд. рублей в 2004 году до 161,7 млрд. в 2006 г.
При этом за счет других источников, главным образом средств семей, в высшую школу приходят вполне сопоставимые средства. Это означает, что кризис серьезного недофинансирования системы высшего образования преодолевается, хотя до паритета с ведущими образовательными сверхдержавами еще далеко.
Финансирование образования в России в 2007 году увеличилось на 30% и составило 278 млрд. рублей.
Только на национальный проект "Образование" ассигнования увеличились с 29 млрд. рублей в прошлом году до 49 млрд. рублей в этом.
На реализацию инновационных проектов вузов будет направлено 40 млрд. рублей. В 2006 году право на эти гранты в прошлом году получили 17 вузов, а в этом году уже 40 вузов.
Доля российских вузов на мировом рынке образования должна вырасти до 10%.
В денежном выражении это означает, что годовой доход от обучения иностранных студентов в российских вузах должен составить не менее 5 млрд. долларов США и быть сравнимым с бюджетным финансированием этой сферы (сегодня в России численность иностранцев от общего числа студентов менее 1%, что обеспечивает годовой доход порядка 100 млн. долларов).
Не менее 25% объема финансирования сферы высшего образования должно осуществляться со стороны реального сектора экономики (сейчас эта доля менее 5%).
 Речь идет о целевой подготовке специалистов, финансировании конкретных программ профессионального образования, фондах целевого капитала и других способах проявления инвестиционной заинтересованности бизнеса в деятельности образовательных учреждений.
Доля НИР и НИОКР в структуре доходов ведущих университетов должна составить не менее 25%.
Одним из инструментов решения проблемы дополнительного финансирования вузов и вузовских программ является государственно-частное партнерство (ГЧП).
Механизм государственно-частного партнерства создает возможность для инвестиций в российскую инфраструктуру.
 ГЧП не панацея, недостатки системы регулирования этого альянса остаются существенным фактором риска.
В 2005 г. в России принят Закон "О концессионных соглашениях", открывающий путь для реализации проектов ГЧП во многих областях общественного сектора, включая транспорт, энергетику, образование, здравоохранение и коммунальное хозяйство.
Согласно этому закону, концессионные соглашения должны основываться на утвержденных правительством типовых концессионных соглашениях для каждого вида активов. Пока государство успело утвердить одно типовое соглашение в отношении дорожной инфраструктуры - в мае 2006 г.
Однако реализация проектов платных автомобильных дорог не может начаться ранее, чем будет принят законопроект о платных автодорогах.
Другим шагом на пути к ГЧП стало принятие правил функционирования Инвестиционного фонда (ИФ) в ноябре 2005 г., который предназначен для поддержки крупномасштабных национальных инвестиционных проектов.
Поддержка ГЧП из ИФ может осуществляться в следующих форматах:
  • финансирование до 75% общей стоимости проекта в форме взноса в уставный капитал, либо финансирование определенных активов в обмен на право собственности на эти активы, либо
  • предоставление государственных гарантий в размере до 60% заемных средств, привлекаемых для реализации проекта.
Но пока налоговый кодекс предусматривал, по сути, двойное налогообложение благотворительных взносов. Сначала налог уплачивает коммерческая структура-жертвователь, потом налог на прибыль или на доходы платят получатели этих денег.
         Налогом на прибыль облагались даже чисто благотворительные организации, не ведущие абсолютно никакой коммерческой деятельности.
Так что фактически основным выгодополучателем от благотворительности в России были бюджет и Министерство финансов.
В качестве решения этих проблем предприниматели предложили властям использовать механизм так называемых эндаументов — инвестиционных фондов, чья прибыль не облагается налогом и используется исключительно на благотворительные цели. (1).
Эндаумент (англ. endowment) — целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры.
Эндаумент-фонд наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Через него бизнес может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако он обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан.
Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создаётся для поддержки какой-либо одной организации, например, определённого университета) и нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования средств.
Целевой капитал эндаумента может формировать некоммерческая организация, которая создана в форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации. Получателем доходов от целевого капитала может быть любая некоммерческая организация, за исключением государственной корпорации, политической партии и общественного движения.
Эндаументы впервые возникли в США и использовались, прежде всего, для негосударственной поддержки образовательных учреждений.
В настоящее время эндаумент Гарвардского университета составляет более 24 миллиардов долларов, Йельского — 12,7 миллиарда, Принстонского и Стэнфордского — свыше 10 миллиардов каждый. «Национальный фонд искусств», выросший из эндаумента, фактически выполняет функции отсутствующего в США Министерства культуры. (2)
Эндаументы в законодательном пространстве России регулируются Федеральным Законом № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
В законе предусмотрено два варианта формирования целевого капитала.
Первый вариант предполагает право собственности на целевой капитал той некоммерческой организации, которая является одновременно получателем доходов от использования данного целевого капитала.
Второй вариант предполагает, что собственником целевого капитала является специализированная некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, которая создается и функционирует исключительно для целей формирования, передачи в управление и распределения доходов от инвестирования целевого капитала между иными некоммерческими организациями.(3)
Федеральные законы:  №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»  и  №276-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» создали  качественно новую правовую базу для благотворительной деятельности в  сфере образования.  
В соответствии с новым законодательством в Южном федеральном округе в 2007 г. создан такой эндаумент - фонд целевого капитала «Образование и наука ЮФО».
Создание Фонда позволило:
- укрепить правовую базу благотворительной деятельности, осуществляемой на протяжении многих лет предприятиями Юга России;
- сформировать долгосрочную программу благотворительности в сфере образования;
- ликвидировать систему двойного  налогообложения благотворительности;
- объединить разрозненные программы поддержки образования;
- использовать лучший мировой опыт в поддержке образования Юга России.
В соответствии с новым законодательством и Уставом средства Фонда целевого капитала «Образование и наука ЮФО» используются для получения дохода, направляемого на следующие цели:
1. Поддержка студентов и аспирантов (не старше 25 лет), обучающихся в вузах Юга России, проявивших творческие способности и достигших существенных результатов в учебе - 30-50%
2.Поощрение лучших преподавателей вузов Юга России - 10-20%
3. Поощрение молодых ученых Юга России - 10-20%
4. Компенсация расходов студентов, аспирантов, преподавателей и ученых по участию международных конференциях, олимпиадах, конкурсах - 20-30%
На 1.06.2007 стоимость имущества Фонда целевого капитала «Образование Юга России» составила 34 500 000 рублей.
Учредителем ФЦК выступает банк «Центр-инвест» , а также физические лица, перечислившие в фонд на  срок свыше 10лет  различные суммы.
Управление Фондом целевого капитала в соответствии с действующим законодательством и Уставом осуществляет Президиум Фонда как высший орган и образованный им Попечительский совет Фонда, в состав которого входят представители:
Фонда целевого капитала;
получателей дохода; 
жертвователей;
заслуженные граждане.
Члены Попечительского Совета не вправе получать вознаграждения за выполнение возложенных на них функций. Участниками Фонда могут быть юридические и физические лица, направившие в Фонд средства на основании договора пожертвования.
Каждый жертвователь получает сертификат, удостоверяющий его вклад в ФЦК «Образование и наука ЮФО» и информация о пожертвовании будет размещаться в тематическом разделе сайта. 
Жертвователи, внесшие  более 10% балансовой стоимости имущества фонда на последнюю отчетную дату вправе требовать включить в состав Попечительского Совета своего представителя.
Фонд целевого капитала «Образование Юга России» проводит открытую информационную политику, раскрывая на ежеквартальной основе информацию о финансовом состоянии Фонда, всех жертвователях, всех получателях дохода и их достижениях.(4)
Дмитрий Медведев говорит, что бизнес готов вкладывать средства в образование, причем охотнее, чем в здравоохранение. Подчеркивает, что нужно создать адекватный правовой инструмент для привлечения инвестиций — эндаументы - фонды ресурсного капитала, средства из которых будут расходоваться целевым образом на поддержку учебных заведений.
Вызывает интерес позиция, которую заняли некоторые представители отечественных вузов. С одной стороны, они жестко выступают против влияния (инвесторов) жертвователей на расходование средств эндаументов, с другой — требуют кардинального увеличения размеров целевых фондов.
В такой позиции усматривается отсутствие экономической логики. Если сегодня государство имеет право контролировать расходование бюджетных средств в ВУЗах, то жертвователей, собственно,  организаторов эндаументов такого права  хотят лишить.
В США организаторы эндаументов оказывают влияние даже на выбор преподавателей (существует даже специальный термин: endowed professors — преподаватели, приглашенные по требованию жертвователей), а также студентов (которым эндаументы назначают специальные стипендии). При этом участниками вузовских эндаументов являются благодарные выпускники,  добившиеся успеха в бизнесе и жизни.


Таблица 1. Процент выпускников университетов, которые вносят средства в эндаумент-фонд своего университета, 2003 год
(Источник: The Sutton Trust University Endowments –A UK/US Comparison. Discussion Paper, May 2003, page 7).
Университет

Размер эндаумент-фонда на
одного студента, в евро

Процент выпускников, которые осуществляют взносы в эндаумент своего университета

1. Принстонский университет

812 500
64%

2. Йельский университет
592 600
45%

3. Гарвардский университет
550 300
47%

4. Университет Стэнфорда
357 800
39%

5. Массачусетский технологический институт

335 000
46%





Каковы источники формирования средство эндаументов – фондов ВУЗов?
Такими источниками могут стать:
- пожертвования и взносы со стороны корпоративного сектора. Крупные российские компании тратят от 11% до 17% чистой прибыли на социальные программы и благотворительность; (5)
- деятельность государственных и частных фондов, финансирующих не институты, а отдельные исследования в виде грантов. Например, гранты Российского фонда фундаментальных исследований — самая успешная и современная из ныне действующих форм управления наукой в нашей стране;
- ресурсы для формирования эндаументов есть, по нашему мнению, и в самой образовательной сфере. Сейчас $3 млрд. в год поступает из консолидированного бюджета (бюджет одного Гарвардского университета).
У нас это часть средств, которые инвестируются вузом в поддержку научной деятельности. Источники этих  денежных поступлений идут не только от государства, но и от платных студентов. По официальным данным, их сейчас больше, чем бесплатных: этот порог мы перешли 2002 году;
- имущество, находящееся на балансе институтов, и доходы от его использования. Здания российских институтов и оборудование сегодня находятся на госбалансе, распоряжаться ими самостоятельно ученые не могут. Деньги от аренды помещений по закону идут в общий котел - госбюджет, и лишь потом часть их возвращается в институт;
- взносы и подарки от выпускников.
Первый  проект по созданию эндаумент-фонда вуза,  созданный и зарегистрированный в России  - Фонд развития МГИМО.  К марту 2008 года капитал фонда составил 375 миллионов рублей.
 23 апреля 2007 г. состоялось подписание договора о создании эндаумент-фонда Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации – некоммерческой организации – специализированной организации управления целевым капиталом.
Фонд создан для формирования целевого капитала, использования и распределения дохода от него в пользу ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации».
Доход от использования денежных средств фонда предназначены для проведения модернизации материально-технической базы, финансирования инвестиционных проектов, повышения качества образования, улучшения экономической поддержки образования, осуществления научно-исследовательской и научно-практической деятельности, а также осуществления иных направлений деятельности Финакадемии в соответствии с Уставом.
Учредителями Фонда стали выпускники Финакадемии: председатель правления Внешэкономбанка В.А. Дмитриев, президент - председатель правления Сбербанка России А.И. Казьмин, президент АКБ «Возрождение» Д.Л. Орлов, М.Д. Прохоров, ректор Финакадемии М.А. Эскиндаров.  Первый взнос в уставной капитал фонда составил 8 млн. долл. США, в том числе 5 млн. долл. США было выделено из личных средств М.Д. Прохорова.
 Председателем Попечительского совета Эндаумент-фонда согласился стать Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – министр финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин.
         Эндаумент-фонд МГИМО - инвестиционный фонд, который управляет активами компаний-доноров, а полученную прибыль направляет на благотворительность. Такая модель финансирования университетов широко распространена в мировой практике, но является уникальной для России.
В настоящее время  на основе взаимодействия бизнеса и государства создаются две бизнес-школы - «Высшая школа менеджмента» (ВШМ) в Санкт-Петербурском государственном университете и московская школа управления (МШУ) «Сколово».
Стоимость каждого проекта создания самых элитных бизнес-школ в России превысит 300 млн. долларов.
Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербургском государственном университете на базе факультета менеджмента является классическим примером ЧГП. Этот проект предусматривает создание эндаумент-фонда. Его размер планируется сформировать в сумме 150 млн. долл.
На доходы от неприкосновенного капитала этого фонда планируется осуществлять выплату стипендий для студентов и финансировать научно-исследовательские проекты.
"Сколково" - это международная инновационная школа, ориентированная на приобретение уникальных лидерских и коммуникативных навыков, необходимых для нового вида управленцев. Школа работает в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
МШУ «Сколково» представляет собой чистую форму инвестирования частного бизнеса в создание образовательной структуры. Эта частная школа финансируется 14 учредителями, которые составляют Координационный совет. Сдача кампуса планируется в 2009 году.
Предполагается иметь 150-200 студентов в год. Ориентировочно программа обойдется каждому студенту в 50 тыс.долларов. Окупаемость проектов будет достигаться через реализацию целевых программ по корпоративным заказам компаний, включая консультационные услуги для топ-менеджмента. Планируется также использовать модульные международные программы Executive MBA (EMBA) с открытым набором на кратко- и среднесрочные программы. (6)
По мнению Александра Янчевского, директора российского кампуса Vlerick Leuven Gent Management в Санкт-Петербурге, частный проект МШУ «Сколково» по организационно-правовой форме более внятный и органичный, чем непонятное частно-государственное партнерство.
Первым участником эндаумент-фонда стала ИГ "ПСБ-Капитал" c общей суммой инвестиций $3 млн.
Школа должна стать, считает ее главный идеолог - декан факультета менеджмента СПбГУ Валерий Катькало, "российской бизнес-школой мирового уровня".
Создание ВШМ - высокозатратный проект. К 2009 г.  предполагается в год обучать 1800 студентов. К работе будут привлечены до 120 преподавателей, 30% из которых будут иностранные преподаватели самого высшего уровня. К этому времени также будет подготовлен загородный кампус в "Михайловской даче" под Стрельной.
Первый этап финансирования школы государство брало на себя, вкладывая примерно 1,5 млрд рублей.  Но основная часть проектов бизнес-школы  будет финансироваться за счет эндаумент-фонда и доходов от платных образовательных программ.
Целевой капитал фонда подлежит инвестированию с целью получения регулярного дохода. Для этого в течение трех месяцев с момента накопления необходимой суммы руководство фонда обязано выбрать управляющую компанию, которой будет доверено управление средствами фонда. Скорее всего это будут те управляющие компании, которые в настоящий момент допущены к инвестированию пенсионных накоплений.
 Кроме того, в законопроекте установлен закрытый перечень активов, в которые могут инвестироваться средства целевого капитала. Это опять же сделано с целью оградить средства фонда и от непреднамеренных, и от преднамеренных негативных действий различных заинтересованных лиц.
Передача средств эндаумент-фонда в доверительное управление состоялось впервые в истории российского рынка. "Первый специализированный фонд" передал свои средства в размере 49,5 млн рублей компании "Тройка Диалог".
"Первый специализированный фонд" создан осенью для поддержки образовательного проекта Института распространения информации по социальным и экономическим наукам.
Целями проекта на первом этапе являются издательская деятельность и организация лекций в ВУЗах и научных учреждениях.
Учредителем фонда является председатель комитета Совета федерации по промышленной политике Валентин Завадников. Планируется к весне 2008 года за счет взносов российских бизнесменов довести размер фонда до 150 млн рублей.(7)
Согласно закону о порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций, средства фондов могут быть размещены в госбумаги, а также бумаги коммерческих организаций - акции, облигации, ипотечные ценные бумаги, в паевые фонды, объекты недвижимости, депозиты.
"Тройка Диалог" предполагает размещать средства по аналогии с инвестированием пенсионных накоплений граждан.
50-60% портфеля фонда будут составлять корпорпативные облигации, остальные средства будут инвестированы в акции. В компании ожидают, что доходность такого портфеля в этом году опередит инфляцию.
Эксперты полагают, что рассчитывать на серьезный заработок управляющим фонда пока не стоит. Согласно закону вознаграждение компании не может превышать 10% от полученного дохода. Между тем, доходы управляющих компаний от управления паевыми фондами или средствами частных клиентов составляют в основном 2-6% от стоимости чистых активов (СЧА) открытых паевых фондов.
По закрытым паевым фондам вознаграждение управляющего может доходить до 10% СЧА. Т.е. чтобы получит сравнимое вознаграждение, компания должна показывать доходность фонда на уровне не ниже 20%.

Очевидно, что университет, у которого есть эндаумент, без изменения структуры управления работать также не сможет. Если университет по-прежнему будет управляться традиционно ректором, никто в этот вуз инвестировать  деньги не будет.
Управлять этими средствами должен будет не ученый совет, а независимый совет директоров из 10 человек, которые знают, как должен быть устроен вуз 21 века и  какова должна быть миссия университета.
Этот совет будет утверждать бюджет, заключать контракт назначения и  увольнения ректора. Если потребуется, выплачивать ректору премии, нанимать аудиторов для проверки расходования части своего бюджета  и так далее.
ВУЗ, в своей деятельности, должен будет ориентироваться на повышение эффективности, экономии на издержках и развития платных форм предоставления услуг с целью пополнения бюджета.
В перспективе потребуется вводить новые организационно-правовые формы образовательной деятельности и менять структуру и профиль работы образовательных учреждений по существу.
По мнению ряда экспертов (7), целевой фонд даже не слишком известного регионального российского института должен составлять не менее 300 млн. рублей.
В этом случае ежегодный доход от использования эндаумента составит примерно 20-25 млн. рублей. По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, это минимально необходимая сумма для того, чтобы такой ВУЗ мог развиваться.
Оптимальный размер эндаумента ведущего университета России должен составлять не менее $1 млрд., что обеспечит текущее финансирование от $50 млн. в год.
В перспективе эндаументы к 2015 году могли бы обеспечить 20-30% финансирования 20 ведущих университетов страны, а к 2020 году – 30-40% финансирования 40 ведущих университетов.
Но не следует идеализировать эндаументы. Надо видеть ограниченность этой формы развития образовательной деятельности и науки в ВУЗах.
Например, богатейший в мире Гарвардский университет, с крупнейшим эндаументом порядка $25 млрд., в состоянии финансировать за счет доходов эндаумента лишь около 30% своего ежегодного бюджета. А для среднего американского ВУЗа данный показатель составляет лишь 10-15 %.
Государство остается отцом и кормильцем университетов. Оно определяет и будет определять их будущее.
Именно из государственных источников формируется до 60-80% всех бюджетов университетов во всем мире. Российские вузы в этом не станут исключением.
Нельзя также забывать и о том, что  американские вузы по профильной структуре принципиально иные, чем вузы России.
Можно сказать, что российские вузы сегодня больше напоминают западные колледжи, где главной целью является подготовка специалистов в профессиональной области.
Университеты, например, США, Великобритании, напоминают больше научно-исследовательские центры, институты, которые, кстати, до сих пор функционируют и в нашей стране, но на иной экономической основе.
Прецеденты в практике использования и поиска ГЧП были и есть. По этому пути впервые пошел Российский государственный гуманитарный университет. Немногим позже Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова.
Как в современных условиях будет развиваться государственное и частное партнерство в области образования покажет время. Но процесс, как говорится, пошел.
Несколько частных проблем, которые придется решать вузам.
Переход к двухуровневой системе неизбежен. Государственной думой принят закон о переходе к 2-х уровневой системе: бакалавр и магистр.
Многие вузы, которые поняли неизбежность этого перехода,  уже давно используют систему 2-х уровневой подготовки молодых специалистов.
Еще в 2008-09гг. можно будет принимать  на специалитет. Но в 2009-10гг. только на бакалавриат и магистратуру. Причем в магистратуру будут выделяться бюджетные места только для тех, кто закончил бакалавриат. Что это означает?
Это означает то, что  в течение этого периода вузам придется исключительно рассчитывать на высокий маркетинг в своих вузах. Изучать спрос, учитывать коньюктуру рынка и конкуренцию, заниматься грамотным позиционирование и сегментным ценообразованием.
Постепенно будет меняться вся инфраструктура российского образования. В 3-4 раза сократится количество специальностей, профессиональных программ подготовки высшего образования. Кадровый состав кафедр будет меняться так же, как и их количество.
Магистерские программы разрабатываются персонально учеными.  Они  носят авторский характер. При чем подготовка в магистратуре имеет профильный характер и рассчитана на тесное взаимодействие с работодателями. Включая их участие в образовательном процессе и предоставлении представителями реального экономического сектора эмпирической базы подготовке магистерских диссертаций на своих предприятиях и организациях. Здесь уже требуются усилия фандрайзинга.
В целом, разворачивается серьезная перестройка всей системы образования в вузах.
Очевидно, что от этого, в первую очередь,  выиграют студенты, выпускники. Их дипломы станут ликвидными, а рынок труда для них расширится до глобальных масштабов. В среде же профессорско-преподавательского состава пока преимущественно царит атмосфера нервного ожидания и беспокойства за свою судьбу.
Конкуренция все более будет носить острой характер. Она будет менять свои масштабы и участников на рынке образования, приобретать черты  международной конкуренции.
Несомненно,  в новых экономических условиях выиграют те вузы, которые целенаправленно и своевременно найдут механизмы и технологии построения государственного и частного партнерства.
Сегодня вузы осознают, что, привлекая средства в эндаумент для долгосрочных инвестиций, они обеспечивают свое будущее на многие годы вперед.
Создание фонда, средства которого не будут расходоваться на текущую деятельность, а будут инвестироваться для получения стабильного дохода в будущем, - одна из приоритетных задач нынешней университетской политики.
Исследуя возможности создания эндаумента в российских условиях, вопреки мнению большинства экспертов, можно расчитывать , что эндаумент может стать эффективным экономическим механизмом взаимодействия государства и частного бизнеса. Причем в выигрыше оказываются все участники. Государство получает дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения социальной инфраструктуры. Представители частного бищнеса – репутацию, а их компании положительный имидж. Вузы дополнительное финансирование своих образовательных программ и проектов. В целом, получают развитие цивилизованные формы конкуренции на рынке российского образования. А конкуренция, как известно, приводит к снижению цен на образовательные услуги. А это уже означает, что в выигрыше окажутся конечные потребители образовательных услуг - абитуриенты и их родители. 

1. Рубченко М. Хрупкий благотворительный баланс // «Эксперт» № 40 (534) 30 октября 2006, http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/40/

2. Электронная энциклопедия Википедия //ru.wikipedia.org

3. //http://www.mirkin.ru/_docs/endNen.pdf

4. http://education.southofrussia.ru/


5.Кожевникова И. Без хороших студентов не может быть хорошего образования //«Наша газета», № 7, 17 февраля 2006 г. http://www.crj.ru/section/31/3/?article=2680

6. Маркетинг в России. Издательство: «Ивент - маркетинг», 2007, стр.12-13.

7.Газета "Коммерсантъ" 20/11/2007
8.Владимиров Д. Медведев склонил ВУЗы к спецфондам. // «Российская газета» http://www.rg.ru/2006/10/12/a128008.html


9.Шноль С. Судьба Нобелей в России // informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0003/1400.html
  
10.Лемуткина М. Нацпроектам окажут гуманитарную помощь// http://www.gazeta.ru/2006/04/12/oa_195755.shtml

11.http://www.nacubo.org/x6618.xml

11.http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaA)?OpenAgent&RN=351557-4&02












Комментариев нет:

Отправить комментарий