суббота, 5 февраля 2011 г.

Рынок труда молодежи

Шевченко Д.А.
Состояние и перспективы молодежного рынка труда
Экономический журнал.- 2002.- № 4.- стр 94-99


 
По данным ведущих кадровых агентств в 2001 году деловая активность в сфере предпринимательства на отечественном рынке труда достигла максимальных показателей.
Этому способствуют следующие основные факты, повлиявшие на рыночную ситуацию в сфере занятости:
1.  Зафиксированный рост общего промышленного производства, начавшийся с конца 2000 года. Более стабильная в целом экономическая ситуация в стране.
2.  Интенсивное развитие отраслей, связанных со сферой услуг, как пищевая, текстильная, мебельная, обувная, страхование, медицина и фармацевтика, образование.
3.  Расширение и интенсивное внедрение в бизнес-практику новых рыночных технологий управления, возникновение рыночных инфраструктурных сетей в сфере торговли и сбыта (вертикальные, горизонтальные сети сбыта).
4.  Увеличение объема использования рыночных инструментов и технологий ведения коммерческой деятельности, вызванных существующей конкуренцией, а именно использование маркетинга, рекламы, логистики, бизнес-планирования, управления финансами, системы контроля качества.
Эти и другие факторы характеризуют совершенно новые явления в социальной и экономической сфере жизни общества. Эти изменения требуют своего осмысления, поиска новых механизмов рыночной адаптации, в первую очередь молодых специалистов в сфере занятости.
В проекте федеральной целевой программы "Содействие занятости населения Российской Федерации на 2000-2005 годы", подготовленной Минтрудом России обращается внимание на недостаточное использование маркетингового подхода в анализе ситуации на рынке труда.
В конце 2001 года по заданию Департамента федеральной государственной службы занятости населения по г. Москве было проведено маркетинговое исследование состояния и перспектив развития молодежного рынка труда г. Москвы. Исследование проводилось силами Научно-аналитического центра социальных проблем муниципального управления Академии труда и социальных отношений и Центра маркетинга и информационного менеджмента Российского государственного гуманитарного университета.
По существу рынок образовательных услуг плохо коррелируется с реальным сектором экономики. Это объясняется отсутствием возможностей эффективного прогнозирования изменения структуры рабочих мест в ряде отраслей экономики по причине недостаточных, а в ряде мест и полностью отсутствующих баз данных, отражающих спрос и предложение на рынке труда.
Конкуренцию на рынке труда в настоящее время следует рассматривать не между предложением со стороны молодых специалистов и спросом работодателей. Вакансий достаточно. Печать пестрит объявлениями - приглашением на работу, а между качествами, способностями в профессиональной работе самих специалистов. Исследования, проводимые кадровыми агентствами, фиксируют увеличение спроса на квалифицированный персонал в среднем 25-40 % в 2001 году по сравнению с прошлым годом, а в отдельных отраслях, например в промышленности, спрос по некоторым вакантным позициям вырос в 2 раза. И здесь решающую роль играет образование. Тем не менее среди молодых специалистов около 30% безработных. Чем же можно объяснить подобное противоречие?
Исследование показывает несоответствие профессиональных и квалификационных параметров молодых специалистов требованиям работодателей. Заказчиками у высшей профессиональной школы выступают в подавляющем большинстве население, родители, которые скорее психологически понимают ситуацию на рынке труда. Вузы же не готовы, даже теоретически, рассматривать и подходить к подготовке специалистов с точки зрения товарных категорий. Правда, сейчас активно обсуждаются и ведутся работы по разработке стандартов профессий. Несомненно, что в дальнейшем потребуется пересмотр образовательных стандартов.
Рынок нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Все большее значение приобретает требование "умение обучаться", которое повышает возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников на рынке труда. В условиях рынка от работника требуется наличие базовых компетенций, позволяющих ему перемещаться с одного рабочего места на другое.
Сегодняшняя ситуация требует формирования эффективной системы адаптации и поддержки занятости (трудоустройства) молодых специалистов на современном рынке труда.
Стремительно формирующийся новый рынок труда требует новых организационно-экономических, технологических, культурно-образовательных форм и способов эффективного использования накопленного отечественного духовно-нравственного и производственного потенциала. Вместе с тем современная экономика формирует новые предложения на рынке рабочих мест на профессии, по которым ранее не велась образовательная подготовка. Ниже приводится таблица, отражающая потребности новой экономики.
Таблица 1═════════════════ Перечень востребованных специальностей
по перспективным направлениям развития экономики
Наименования
направлений
Наименования специальностей
1.   Продвижение товаров и услуг на рынке Специалист по связям с общественностью;
Специалист по технологии и дизайну упаковочного производства;
Специалист по художественно-техническому оформлению печатной продукции (графика);
Специалист по коммерческой логистике;
Менеджеры по управлению материальными ресурсами и оптовой торговле;
Менеджеры по работе с клиентами в рекламном агентстве;
Сервис-инженеры в торговых фирмах
2.   Создание компьютерных информационных систем, обеспечение техническими средствами и каналами информации Инженер-технолог телекоммуникационных систем;
Системный аналитик;
Специалист по компьютерным сетям;
Специалист по защите информации;
Дизайнер (менеджер) средств массовой информации;
Системный программист;
Администратор баз данных;
Менеджер проекта в области информационных технологий
3.   Инвестиционная политика и правовая защита Экономист-менеджер по экономике и управлению научными исследованиями и проектированию;
Экономист-менеджер по управлению инновациями;
Экономист-менеджер по управлению экономической и информационной безопасностью;
Экономист-менеджер по экономике и управлению конкурентоспособностью;
Экономист-менеджер по управлению качеством;
Экономист-менеджер по управлению инвестиционными проектами;
Юрист по предпринимательскому и коммерческому праву;
Юрист по интеллектуальной собственности и правовой охране;
Специалист по экономике природопользования;
Специалист по антикризисному управлению
4.   Модернизация промышленного производства Инженеры-конструкторы машиностроительного производства;
Инженеры-технологи, инженеры-механики хлебопекарной, табачной, пивоваренной промышленности;
Инженеры-гидравлики, теплотехники, энергетики, сантехнических и вентиляционых систем;
Специалисты по материаловедению и новым материалам;
Специалисты по лазерной технике и лазерным технологиям;
Инженеры по технической эксплуатации транспорта
5.   Управление персоналом Специалист по управлению персоналом (экономисты);
Специалист по отбору персонала (кадровики);
Специалисты по психологической поддержке

Таблица показывает рост числа рыночных специальностей по сравнению с традиционными. Наиболее востребованными на рынке труда в настоящее время являются специалисты в области маркетинга (увеличение спроса по сравнению с 2000 годом на 20-30 %), топ-менеджеры (35-40 %), руководители проектов (15-25 %), логисты (20-25 %), специалисты IT -технологий для Hi - Tech компаний и промышленности (35-45 %).
Отличительной чертой 2001 года специалисты считают возникновение существенного спроса на инженерно-технический персонал в области промышленного производства. Это: инженеры, технологи, директора производства, специалисты по контролю качества продукции для, в первую очередь пищевой, химической, мебельной, обувной, фармацевтической промышленности.
Специалисты по этим направлениям работы востребованы на рынке рабочей силы. Проблема здесь скорее в возможностях высшей школы обеспечить качественную подготовку по этим специальностям. Это, в свою очередь требует эффективной системы "обратной связи" в системе "спроса и предложения".

Требования работодателей к молодым специалистам
Уровень безработицы в Москве остаётся самым низким по России. Каждый пятый молодой москвич обеспокоен проблемой трудоустройства. Ежегодно московский рынок труда впитывает в себя до 50 тысяч выпускников высших учебных заведений.
Работодатели не имеют материальных и организационных возможностей активно развивать внутрифирменную профессиональную подготовку специалистов. Отсутствует также практика инвестирования высшей школы со стороны реального сектора экономики. В то же время требования к выпускникам по различным группам специальностей становятся всё более жёсткими. Ниже приводится таблица требований работодателей к кандидату, составленная по базам данных департамента федеральной государственной службой занятости и кадровых агентств на февраль 2000 г. и данных Интернет-исследования электронной версии газеты "Работа для Вас" ( www . rdw . ru ).
Таблица 2. ═══════════════════ Требования столичного работодателя к кандидату
Параметр Диапазон по группе специальностей

департамент агенства Интернет
Индивидуальные особенности личности
Пол Более 11% всех вакансий только для женщин. Дискриминация женского труда по отдельным профессиям незначительна. Преобладание вакансий для женщин только для педагогов и бухгалтеров. По другим специальностям шансы мужчин на 20-30% выше. Преобладание вакансий для женщин в рубриках бухгалтерия, медицина и фармация, персонал офиса (секретарь, консультант, менеджер), ресторанный бизнес (официант), бытовые услуги, образование и воспитание.
Возраст нд Мужчины: 23-45 лет
Женщины: 23-40 лет
Мужчины: 23 - 45
Женщины 23 - 40
Внешний вид Несоответствующий внешний вид – основная причина отклонения кандидатуры работодателем
Здоровье нд нд Для отдельных вакансий иногда указывается отсутствие вредных привычек
Личностные качества
(коммуникабельность, активность…)
Зависят от специфики предлагаемой работы
Квалификационно-профессиональные требования
Опыт работы по данной должности/специальности 18-74% вакансий От 2-х лет
71-93% вакансий
1-2 года в большинстве вакансий
Знание рынка нд 0-15% вакансий 0-10% вакансий
Наличие установленных деловых связей или клиентской базы нд 0-26% Чаще всего - в сфере оптовой торговли, рекламе
Образовательный уровень Указывается, как правило, в общем виде (в/о гуманитарное, техническое, медицинское, юридическое). Средний балл выпускника 4,5-4,75. В отдельных случаях указываются конкретные вузы. Указывается, как правило, в общем виде. В отдельных случаях указываются специальность и вуз.
Специальность / специализация В основном указывается должность.
Дополнительные профессиональные знания нд 6-58% вакансий По отдельным направлениям – до 80%
Знания в смежных областях нд 3 – 14 областей знаний До 15-20% вакансий
Компьютерная грамотность 10-100% вакансий 12 – 100 % вакансий 10-100% вакансий
Знание специальных программ Зависит от специфики предлагаемой работы
Знание иностранных языков 0-21% вакансий 5-35% вакансий До 1/3 всех вакансий
Дополнительные навыки (водительские права, спорт…) Зависит от специфики предлагаемой работы
Соответствие условиям работы (по группам специальностей)
Средняя зарплата, у.е. в месяц 50 - 150 450 – 600 400-600, но сильно колеблется в зависимости от вакансии
Московская прописка нд 0 – 28 % вакансий До 15% вакансий
Район проживания нд 0 – 42 % вакансий н/д
Согласие на командировки нд 0 – 42 % вакансий До 10% вакансий

 
Эти данные подтверждаются проведённым исследованием Центра маркетинга и информационного менеджмента РГГУ основных периодических изданий по трудоустройству и образованию. В качестве основных источников для контент-анализа были взяты 8 наиболее популярных в России газет и журналов ("Работа и зарплата", "Работа для вас", "Элитный персонал", "Работа сегодня", "Куда пойти учиться", "Из рук в руки"). Анализ показывает доминирующий рост спроса на профессии, связанные с развитием сферы обращения: менеджеры, маркетологи, специалисты в области рекламы, финансовые аналитики, системные администраторы, специалисты в области компьютерных технологий и т.п. Подавляющее число объявлений о наборе сотрудников включают в качестве основных требований:
*                       наличие высшего образования - 90% от общего числа
*                       знания ПК на уровне не ниже уверенного пользователя – 95%
*                       знания как минимум одного иностранного языка – 50%
*                       наличие работы по специальности (в среднем от двух лет) - 50%
Обращает на себя внимание, что подавляющая часть объявлений "Ищу работу" идет со стороны женщин. Однако спрос работодателей в основном адресован мужчинам.
Рассматривая требования рынка труда к молодым специалистам и предложения со стороны образования, можно сказать, что образование в вузах отстаёт от требований работодателей. Немногие из государственных вузов, (а в них готовят более 90% всех специалистов) готовят специалистов в области маркетинга, PR, финансового, менеджмента и других, в том числе отраслевых специалистов. Как правило, это образование платное, и конкурс достаточно высок. Что касается коммерческих вузов, их репутация пока невысока.
По нашим данным на рынке труда происходит постепенное снижение спроса на такие популярные специальности как экономика и юриспруденция. В разделах "ищу работу" именно специалисты в этих областях предлагают свои услуги.
Среди актуальных проблем, стоящих перед вузовским образованием, выделяется проблема подготовки молодых специалистов, способных самостоятельно ориентироваться и добиваться жизненного успеха в новых рыночных условиях. Эту задачу предстоит решить в ближайшее время высшему образованию.
 
Шевченко Д.А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий