четверг, 10 февраля 2011 г.

Рынок образовательных услуг и рынок труда: ситуация, перспективы взаимодействия

Шевченко Д.А. д.э.н. проф., зав. каф. маркетинга и рекламы, начальник Службы содействия занятости студентов и выпускников РГГУ
Рынок образовательных услуг и рынок труда: ситуация, перспективы взаимодействия
Выступление на круглом столе. 10 лет СССЗ РГГУ. 23.12.2010г.
Ситуация на рынке труда и образования. Сразу подчеркнем, что мы обсуждаем проблемы не ДПО, а проблемы профессиональной подготовке студентов и выпускников (магистров, аспирантов) вуза. Это проблема рынка первичной занятости.
Что делает вуз. Опыт работы ССЗ за 10 лет. См. презентацию 10 лет ССЗ

Тезисы
Оговоримся, еще раз, мы обсуждаем ситуацию в сфере подготовке высшего профессионального образования. И имеем дело с первичной занятостью выпускников вуза, которым 21-22 года!!!
Ситуация в вузе.
У вуза есть проблемы, т.е. у самих выпускников (не буду называть специальности), но выпускники приходят в Службу и не представляют, кто они и что могут! Это проблема самого вуза!
Не берут на работу без стажа. Нет индивидуальных планов обучения. Мы пока говорим больше об академической свободе студента (выбор ОП, стажировки), но надо говорить о свободе трудоустройства и занятости студентов.
Начинать практику со 2-го курса и увеличить ее объем. Сейчас это сделано в магистратуре.
Проходят презентации Компаний – просто рассказ о Компании и все. Скучно и не интересно. Нужны кейсы, мастер-классы демонстрирующие профессиональный успех. Но для этого и спикеры д.б. яркие и подготовленные. Я слушал спикеров нескольких солидных компаний  пусть останется их оценка без комментариев. Заметно, что по остаточному принципу поставлена та работа в компаниях, агентствах. И это сказывается на подборе кадров, которые контактируют, сотрудничают с вузами.
Студентов трудно привлечь к этим мероприятиям. Но когда они узнают подробности, о чем пойдет речь – охотно идут. Нужна продуманная реклама.
Пример, Клуб молодых маркетологов и рекламистов. По 100 человек. Сами студенты рекламируют спикеров в сетях.
Ситуация на рынке труда
Рынки есть. Потребности есть. Семья озабочена. Абитуриент, студент, выпускник озабочены. Работодатели озабочены. Но нет механизма обратной связи.
Нет рыночной системы, т.е. нет механизма взаимодействия рынков. Экономическая единица работы рынка – покупка и продажа. Там где нет этого механизма, там нет и взаимодействия между рынками. Рынок не понимает другой рынок.
Кадровые агентства пытаются преодолеть это противоречие. Им удается, но скорее успеха добиваются на вторичном рынке.
Есть частные случаи не понимания вуза и представителей работодателей. Почему вузы берут деньги за участие в ярмарках и презентациях?
Во-первых, таких, предложений стало больше. Раньше этого не делали вузы.
Необходимы усилия по организации ярмарки, подготовке буклетов, рекламных материалов. Деньги не большие. Для солидной организации – это небольшие средства. Для небольшого агентства видимо проблема. Но все д.б. индивидуально. Надо наращивать лояльность и долгосрочное взаимодействие.
Сейчас мы имеем два разнонаправленных рынка.
Профиль и направления подготовки в вузах не соответствуют ограниченным потребностям спроса на молодых специалистов. Работы меньше, чем выпускников определенных профессий. Высшее образование получают 100% и, в основном, получают как просто образование (армия) и стиль жизни. Все учатся.
Направления и набор ОП не настроен на региональные потребности локальных рынков. В Москве и мегаполисах, в крупных городах ситуация лучше. Но это проблема в принципе не разрешима. Вузы не должны подстраиваться под конкретные ситуативные требования работодателей. Для этого существует сеть ДПО.
Формирование экономического механизма взаимодействия обособленных рынков – отдаленная перспектива.
Во всем мире это тоже проблема!
Что делать сейчас! Какой механизм можно использовать и налаживать сегодня? Вопрос?
Вуз остается один на один с этой проблемой
Но так ли мы далеки друг от друга?
Нас многое разделяет!
Но нас многое и, возможно, главное объединяет.
Есть такой механизм в мировой практике.
Переход к 2-х уровневой системе образования: бакалавр и магистр дает шанс наладить взаимодействие образования и вхождение в профессию.
Шансы для вуза.
Предложения. Развивать опыт участия преподавателей в работе кафедры, представляющих реальный сектор экономике и заинтересованных в подборе собственных кадров. В процессе обучения эти преподаватели читают специальные дисциплины и имеют возможность заинтересовать наиболее подходящих студентов в своем бизнесе.
Вуз должен начинать работу сам, по исследованию сигналов рынка и настраивать программы и организацию обучения удобную для раннего ознакомления и вхождения в профессию. Это можно сделать в рамках работы лаборатории в рамках ССЗ.
Надо начинать работу по созданию модели распределенной базовой кафедры.
На этой базе предполагается осуществлять подготовку студентов по целому ряду направлений с разработкой специальных образовательных программ (ОП), которые должны быть интегрированы в общую нагрузку и учебные планы кафедр. Например, «Управление карьерой», «Развитие профессиональной карьеры в условиях рыночной экономике». Для всех без исключения специальностей.
Ввести во все программы «маркетинг рынка труда».
Продолжить поиск взаимодействия с бизнес - структурами, накопившими опыт дополнительного образования. Необходим поиск и взаимовыгодного сотрудничества с использованием разнообразных экономико-правовых форм взаимодействия.
Нужны взаимовыгодные условия сотрудничества. АДВ, ВВДО.
Надо начинать с магистратуры. Потом базовые дисциплины прописывать в бакалавриате. Подстройка и адаптация ОП сегодня возможна только через магистратуру.
Это перспектива и надежда на взаимодействие рынка труда и образования.
Несомненно, что ССЗ будет продолжать совершенствовать свою работу по изучению ситуации на рынках, в т.ч. исследовательского характера с целью адаптации и настройки ОП в соответствие с тенденциями развития рынком и требований к компетенциям выпускников, молодых специалистов.
Требует поддержки и развития опыт открытия малых предприятий при вузах, позволяющих студентам и выпускникам развивать предпринимательскую активность. К нам обращаются студенты с просьбой помочь в трудоустройстве. Мы не знаем, как им помочь. Обратиться не к кому. Кадровые агентства? Есть только интересы. Напрямую - к кому?
Вот мы думаем создать свою службу на коммерческой основе в форме малого рекрутингового предприятия.
Есть предложения со стороны студентов по развитию деятельности бизнес-инкубатора РГГУ. Студенты рвутся открыть самостоятельное дело в туризме, рекламе, маркетинговом консалтинге.
Для этого нужна статусная поддержка и понимание важности роли ССЗ со стороны руководства. Такое же понимание должно возникнуть и на предприятиях в отношении HR компаний, их статуса и роли.
Именно эти два субъекта рынка: вуз и компании должны наладить взаимовыгодный диалог между собой, и наладить взаимовыгодные отношения.
Декабрь 2010 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий